ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности "Занимательная
математика"
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«Занимательная математика» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями
Федерального Государственного образовательного стандарта НОО, разработана на основе
примерной программы внеурочной деятельности, авторской программы «Занимательная
математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы /
под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011.
Цели изучения курса внеурочной деятельности "занимательная математика"
Цель: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение,
наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность
Задачи программы:
• расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
• развитие краткости речи;
• умелое использование символики;
• правильное применение математической терминологии;
• умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредотачивая внимание только на количественных;
• умение делать доступные выводы и обобщения;
• обосновывать свои мысли.
В начале и в конце учебного года используется диагностическая методика «Логические
закономерности» с целью исследования логического аспекта математического мышления.
Место курса внеурочной
образовательной программе
деятельности
"занимательная
математика"
в
"Занимательная математика" является дополнительным курсом образования и
изучается во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 1 год обучения. Объём
курса - 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа курса дополняет и
расширяет содержание отдельных тем в предметной области "Математика".
Формы проведения занятий курса внеурочной деятельности "занимательная
математика"
Форма организации обучения — математические игры:
• «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья
сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино»,
«Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и
месяц рождения»;
• игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и
ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин»,
«Какой ряд дружнее?»;
• игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
• игры с набором «Карточки-считалочки»
• математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
•
•
работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к
палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100»;
игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской
бой».
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
• моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
• танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный»
конструктор;
• конструкторы "Lego". Набор «Геометрические тела»;
• конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и
мозаики», «Монтажник», «Строитель» из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».
Содержание курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Тема
Интеллектуальная
разминка
«Числовой»
конструктор
Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный»
конструктор
Числовые головоломки
Интеллектуальная
разминка
Математические
фокусы
Математические
игры
Секреты чисел
Математическая
копилка
Математическое
путешествие
Содержание занятий
Решение олимпиадных задач международного конкурса
«Кенгуру».
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с
помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4,
... , 9; 2) 10, 20, 30, 40, ... , 90; 3) 100, 200, 300, 400, ... ,
900.
Конструирование многоугольников из одинаковых
треугольников.
Задачи на переливание.
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор
информации и выпуск математической газеты (работа в
группах).
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
«Морской бой», конструкторы «Монтажник»,
«Строитель», «Полимино», из электронного учебного
пособия «Математика и конструирование».
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условием. Проверка выполненной работы.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях
(без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1
знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3,
4, ... , 15.
Построение математических пирамид: «Сложение в
пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000»,
«Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка»,
«Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с
зонтиками» (по выбору учащихся).
Числовой палиндром — число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево. Числовые
головоломки: запись числа тремя одинаковыми
цифрами.
Составление сборника числового материала, взятого из
жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
Вычисления в группах: первый ученик из числа
вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий —
вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и
ответы к пяти раундам записываются. Взаимный
контроль.
Выбери маршрут
Числовые головоломки
В царстве смекалки
Мир занимательных задач
Геометрический
калейдоскоп
Интеллектуальная
разминка
Разверни листок
От секунды до столетия
Числовые головоломки
Конкурс смекалки
Это было в старину
Математические
фокусы
Энциклопедия
математических
развлечений
Математический
лабиринт
Итого: 34 ч
Единица длины километр. Составление карты
путешествия: на определённом транспорте по
выбранному маршруту, например «Золотое кольцо»
России.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
Сбор информации и выпуск математической газеты
(работа в группах).
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с
недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое
значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ =
ГРЕМИ и др.
Конструирование многоугольников из заданных
элементов. Конструирование из деталей танграма: без
разбиения изображения на части; заданного в
уменьшенном масштабе.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные математические игры (работа на
компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Задачи и задания на развитие пространственных
представлений.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки,
неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена
одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе
(стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать
ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?
Составление различных задач, используя данные о
возрасте своих родственников.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (какуро).
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин,
вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных
задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры
длины»
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на
однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи
решения.
Составление сборника занимательных заданий.
Использование разных источников информации.
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный
марафон. Подготовка к международному конкурсу
«Кенгуру».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
•
•
•
•
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
высказывать учиться своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
работать учиться по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
•
•
•
•
•
находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное
число раз (в пределах 1000);
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 —
устно, в пределах 1000 — письменно);
умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и
письменно);
устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового
выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия
сложения, вычитания, умножения и деления;находить неизвестный компонент
арифметического действия;
использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы:
длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм,
килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль);
•
•
•
•
•
•
решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход
решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой
способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять
вычисления);
классифицировать объекты по одному-двум признакам;
извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о
реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим
работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);
структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу;
сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);
выбирать верное решение математической задачи.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Интеллектуальная разминка
«Числовой» конструктор
Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания
В царстве смекалки
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор
«Спичечный» конструктор
Числовые головоломки
Интеллектуальная разминка
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Математические игры
Секреты чисел
Математическая копилка
Математическое путешествие
Выбери маршрут
Числовые головоломки
В царстве смекалки
В царстве смекалки
Мир занимательных задач
Геометрический калейдоскоп
Интеллектуальная разминка
Разверни листок
От секунды до столетия
Количество часов
Всего
Практические работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
От секунды до столетия
Числовые головоломки
Конкурс смекалки
Это было в старину
Математические фокусы
Энциклопедия математических
32
развлечений
Энциклопедия математических
33
развлечений
34
Математический лабиринт
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
27
28
29
30
31
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
21