1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка ................................................................................................................ 3 2. Основные характеристики образования................................................................................... 5 2. 2.1. Объем программы .................................................................................................................... 5 2.2. Планируемые результаты курса «Я - волонтёр» ................................................................... 5 2.3. Содержание дополнительной общеразвивающей образовательной программы ............... 5 Организационно-педагогические условия и формы аттестации ......................................... 7 3.1. Учебный план ........................................................................................................................... 7 3.2. Календарный учебный график ................................................................................................ 7 3.3. Рабочая программа курса «Я - волонтёр» .............................................................................. 8 3.4. Система условий реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы ............................................................................................................. 10 3. 3.4.1. Материально-технические условия ............................................................................... 10 3.4.2. Информационно-методические условия....................................................................... 11 Оценочные и методические материалы .................................................................................. 12 4.1. Оценочные материалы ........................................................................................................... 12 4.2. Методические материалы ...................................................................................................... 13 2 1. Пояснительная записка. В разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я - волонтёр» использованы следующие нормативно- правовые документы: 1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 3. Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции дополнительного образования детей». 4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Устав МБОУ СОШ № 179 6. Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ» 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н; 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» 9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"; 10. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. 11. Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 №093242. 12. Конвенция ООН о правах ребенка. 13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 14. Постановление Правительства Свердловской области от 14 мая 2019 года № 276 –ПП « Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Свердловской области, подведомственных им государственных учреждений Свердловской области с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями». 15. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 1054-р); 16. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 N2403-p). Актуальные реалии таковы, что нужно воспитать поколение тех, кто способен помочь, детей понимающих, что важны не слова жалости, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Добровольчество и доброта – главные движущие силы в организации волонтёрской деятельности. Ведь волонтёры своими руками каждый день меняют к лучшему жизнь нашей школы и посёлка. Новизна данной программы заключается в гармоничном соединении следующих видов деятельности: - работа с социально-незащищёнными группами населения (дети-сироты, инвалиды, пожилые люди); 3 - профилактика здорового и безопасного образа жизни, просветительская деятельность, напрвленная на профилактику наркомании, СПИДа; - защита окружающей среды; - краеведческая деятельность. Необходимо ответить, что волонтёрская организация может вести работу в каком – либо одном направлении деятельности, например, пропаганда здорового образа жизни, а может реализовывать свои проекты в различных социальных и общественных сферах жизни. Цель: формирование морально–нравственных, гражданско-патриотических качеств личности школьников через вовлечение их в волонтерскую деятельность. Задачи: 1. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек и правонарушений в подростковой среде, воспитания здорового образа жизни. 2.Снижение уровня социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского отряда. 3.Формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков. Педагогическая целесообразность: ведущая педагогическая идея в организации волонтёрского движения состоит в социализации школьника через активную деятельность, где они выступают инициаторами позитивных изменений в своём образовательном учреждении и в ближайшем социальном окружении. Отличительная особенность программы: в результате своей деятельности у подростка появляется гордость, самоуважение, удовлетворение от работы. Ему важно знать, что он кому-то нужен, что его деятельность оказывает реальную помощь. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру. Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия: − мотивация к участию в волонтерской деятельности; − позитивное отношение к базовым ценностям волонтерской деятельности; − жизненное самоопределение личности. Регулятивные универсальные учебные действия: − формирование постановки цели и ее достижение, развитие самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми), - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действия. - адекватно воспринимать оценку учителя. - коррекция. Познавательные универсальные учебные действия: − поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, критическая оценка и интерпретация; − определение способов, действий для решения выявленной проблемы. Коммуникативные универсальные учебные действия: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию. - договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. 4 - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Срок Сроки реализации образовательной программы Объем учебных часов по программе: 68 часов. Занятия с обучающимися проводятся: 1 раз в неделю, 68 часов в год, 34 учебных недели. 2.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Объём программы Программа кружка "Я - волонтёр" создана для учащихся 5-11 классов северской школы МБОУ СОШ № 179. Рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся 1(один) раз в неделю. продолжительность занятий 40 минут. 2.2. Результаты освоения программы «Я - волонтёр» Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. Личностными результатами занятий являются: формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (толерантность, доброта, милосердие, социальное право, человеческое достоинство, свобода выбора, нравственность, ответственность, гражданский долг) и к социальной реальности в целом. Метапредметными результатами являются: формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Предметными результатами занятий по программе являются: − иметь представления об истоках волонтерского движения и современных практиках волонтерской деятельности; − знать основные понятия волонтерства; − знать основные формы и виды волонтерской деятельности; − иметь представление о социальном проектировании как эффективном способе осуществления волонтерской деятельности; − владеть навыками социального проектирования; − уметь исполнять заданную социальную роль в различных формах организации деятельности волонтера. Также предполагается увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды. Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете. Умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения. Участие в различных акциях организуемых школой, районами областью. Порядок и регламент корректировки программы, механизм ее реализации. При отмене занятий в рабочей программе вносятся изменения в лист корректировки. 2.3. Содержание учебного курса Учебный курс делится на теоретические и практические занятия. Практические занятия проводится в форме игр, в работе с населением, проведение мероприятий и другие занятия. Участниками волонтерского движения могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста, причем содержание программы движения таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создавало мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. 5 Введение. Организационно-вводное занятие: постановка учебных целей, правила поведения, знакомство с содержанием курса. Тренинги и игры на 1. знакомство. Инструктаж по Т.Б. Знакомство с нормативными и правовыми документами волонтерской деятельности в РФ. 2. Составление плана работы на год. В этот блок входит несколько подтем, связанных с содержанием курса: Распределение обязанностей. Выбор направлений деятельности, самоанализ после практических занятий. Создание страницы и освещение деятельности волонтёрского объединения на сайте школы. Создание эко - отряда. Трудовой десант на роднике «Хрустальном». Информационно – медийная деятельность в современном в движении. 3. Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской команды Посещение детского приюта. Игровая программа для 1х классов. Викторина в день борьбы со СПИДом. Помощь в жюре внутришкольных конкурсов. Урок добра. 4. Акции добра Акция «Доброта вокруг нас», Акция «Обменяй УЛЫБКУ на конфету», Акция «ДОБРЫЙ УРОК. ВОЛОНТЕРЫ БУДУЩЕГО» Акция «Поздравим ветеранов педагогического труда с 23 февраля» Акция «Поздравим ветеранов педагогического труда с 8 марта» Участие в акциях ЗОЖ. Участие в ежегодной акции «Весенняя неделя добра»: акция «Марш парков; акция «Георгиевская лента». Оказание помощи ветеранам, вдовам, труженикам ВОВ. 5. Помощь в организации и проведении праздничных мероприятий в МБОУ СОШ № 179 Помощь в организации и проведении Дня учителя, открытия «Точки роста», Дня пожилых, Дня матери. Помощь в организации и проведении рождественской елки, встречи выпускников. Акция «Рождественский подарок». 6. Помощь в организации и проведении профилактических мероприятий Конкурс плакатов “Мы и наше здоровье”. Флэшмоб против курения. Проведение мероприятия, посвящённого гражданско-патриотическому воспитанию и профилактике правонарушений среди подростков. Акция «Скажи вредным привычкам – нет». 7. Итоговое занятие Итоговая диагностика. Подведение итогов курса. Награждение. 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Аттестация по курсу «Я – волонтёр» не предусмотрена. Учебный план Учебный план, реализующий настоящую дополнительную общеразвивающую образовательную программу (далее - учебный план), определяет перечень, трудоемкость, 6 последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, практики и иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации. Учебный план: – фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; – определяет (регламентирует) перечень учебных курсов и время, отводимое на их освоение иорганизацию. Учебный план (68 часов в год) Наименование курса Количество часов в год Всего Курс ««Я - волонтёр» 68 В интересах детей с участием обучающихся и их семей на основе учебного плана, представленного в данной дополнительной образовательной программы, может являться основой разработки индивидуальных учебных планов, для формирования индивидуальной траектории развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Календарный учебный график Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2). Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы Образовательная деятельность проводится во время учебного года. Учебный год начинается с первого учебного дня текущего учебного года, но не ранее 15 сентября. Продолжительность учебного года составляет 34 недели (не включая период итоговой аттестации). Продолжительность учебного года: • с первого учебного дня текущего учебного года по 30 декабря • с 11 января по 31 мая Продолжительность зимних каникул: • с 31 декабря по 10 января (11 календарных дней) Продолжительность летних каникул: • с 01 июня по 31 августа (92 календарных дня) Промежуточная и итоговая аттестация не проводятся. Рабочая программа курса «Я – волонтёр» Настоящая рабочая программа по реализации курса «Я – волонтёр» рассчитана на нормативный срок освоения – 1 (год) учебных года (34 часа). Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. Личностными результатами занятий являются: формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (толерантность, доброта, милосердие, социальное право, человеческое достоинство, свобода выбора, нравственность, ответственность, гражданский долг) и к социальной реальности в целом. Метапредметными результатами являются: формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. 7 Предметными результатами занятий по программе являются: − иметь представления об истоках волонтерского движения и современных практиках волонтерской деятельности; − знать основные понятия волонтерства; − знать основные формы и виды волонтерской деятельности; − иметь представление о социальном проектировании как эффективном способе осуществления волонтерской деятельности; − владеть навыками социального проектирования; − уметь исполнять заданную социальную роль в различных формах организации деятельности волонтера. Также предполагается увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды. Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете. Умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения. Участие в различных акциях организуемых школой, районами областью. Порядок и регламент корректировки программы, механизм ее реализации. При отмене занятий в рабочей программе вносятся изменения в лист корректировки. Сроки Тема Примечан проведения ие 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя Подведение итогов курса. Награждение. Организационно-вводное занятие: постановка учебных целей, правила поведения, знакомство с содержанием курса. Выбор направления деятельности. Создание страницы отряда для сайта школы Участие в областном квесте «Осень Уральского следопыта 2020» Подготовка видео-поздравление «С днём элегантного возраста» ко Дню пожилых Экскурсия по берегам реки Северка. Трудовой десант. Теория 2 часа Теория 2 ч. Практика Время: по плану квеста Практика 2 часа Практика 2 часа Подготовка видеоролика с презентацией отряда на сайт школы Презентация волонтёрского отряда на классных часах 4-11 классов Практика 2 часа 8 неделя Занятие: «Волонтёр – это круто!» 9 неделя Занятие: «Шаги в добровольчестве» 10 неделя Занятие: «Школа волонтёра» Теория, практика 2 часа Теория 2 часа Теория 2 часа Теория 2 часа Теория, практика 2 часа 7 неделя 11 неделя неделя 12 неделя Занятие: «Я- волонтёр» Разработка проекта «Безопасная дорога к знаниям» в рамках конкурса «Волонтёр и мир вокруг» Практика 2 часа 8 13 неделя 14 неделя 29-30 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19-20 неделя 21-22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 26 неделя Разработка проекта «Безопасная дорога к знаниям» в рамках конкурса «Волонтёр и мир вокруг» Украшение школы к новому году. Помощь в организации и проведении майских праздников. Подготовка материала для рассылки в общие группы ватсап по профилактике экранной зависимости Подготовка материала для рассылки в общие группы ватсап по соблюдению ОЗ-73 Помощь в организации мероприятия «Зажги синим» Участие в мероприятиях, организуемых МБУ ЦППН «Диалог» Проведение мероприятия, посвящённого гражданскопатриотическому воспитанию и профилактике правонарушений среди подростков в 5-6 классах Проведение викторины «Герои Отечества» Акция «Мы вместе» Профилактическое мероприятие #волонтёры противвэйпа Распространение листовок «Правила поведения в быту во время весенних каникул» в 1-5 классах Акция «Живи родник!» . расчистка родника «Медвежья слеза». День птиц. Зимняя неделя добра «Помоги птицам». 27 неделя Акция «ЗОЖ -челендж» во 2- 3 классах. 28 неделя Ярмарка профессий – раздача буклетов с информацией по ССУЗам, ВУЗам в 8-11 классах Акция «Подарим радость малышам» (сбор игрушек, памперсов в детский дом) 31 неделя 32 неделя Акция «Посади цветы» 33 неделя Подготовка мероприятия ко Дню защиты детей 34 неделя Итоговое занятие, вручение по итогам года грамот для волонтёров и благодарственных писем их родителям Практика 2 часа Практика 2 часа Практика 4 часа Практика 1 час Практика 1 час Практика 2 часа Теория 2 часа Практика 4 часа Практика 4 часа Практика 1 час Теория 1 час практика Практика 2 часа Практика 2 часа Практика 2 часа Практика 2 часа Практика 2 часа Практика 2 часа 3.4. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3.4.1. Материально-технические условия Настоящая дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Я волонтёр» реализуется за счет обеспечения современной материально-технической базой. Материально-техническая база МБОУ СОШ № 179 приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы, необходимого учебно-материального оснащения образовательной 9 деятельности и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Учебные помещения обеспечены комплектами оборудования для реализации программы, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарем. Размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха обучающихся, их площадь, освещенность и воздушнотепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий, обеспечивают возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и деятельности для всех участников образовательных отношений, соответствуют СанПиН. № п/п 1 2 3 4 5 6 Необходимые средства Необходимое количество, имеющихся в наличии Технические средства: ноутбук 1 нетбуки для обучающихся 13 принтер монохромный 1 оборудование компьютерной сети 1 Программные инструменты: Да Обеспечение технической, методической и организационной поддержки разработка планов, заключение договоров Да подготовка распорядительных документов Да подготовка локальных актов Да Отображение образовательных отношений в информационной среде осуществляется связь педагогов, администрации, родителей Да осуществляется методическая поддержка педагогов Да (например, мультимедиаколлекция) Компоненты на бумажных носителях Учебные пособия Да Компоненты на CD и DVD электронные практикумы Имеются Материалы и оборудование: − − − − компьютер; мультимедийный проектор; компьютер с учебным программным обеспечением; демонстрационный экран; сканер, ксерокс и цветной принтер. Информационное обеспечение: − − − − − Учебно-наглядные пособия: иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов; мультимедиа объекты по темам курса; фотографии; презентации и видеофильмы к занятиям; электронно-программное обеспечение: специализированные цифровые инструментыучебной деятельности (компьютерные программы). Дидактический материал: 10 − раздаточный материал; − дидактические контрольно-измерительные материалы; − инструкции; Иллюстративный материал к занятиям Контрольно-измерительный материал − Тесты и карточки. 3.4.2.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Информационно-методические условия реализации дополнительно образовательной программы обеспечиваются современной информационнообразовательной средой. Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационныхтехнологий (ИКТ-компетентность). Основными элементами ИОС являются: − − − − − o информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; o информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях; o информационно-образовательные ресурсы Интернета; o вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура; o прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансовохозяйственную деятельность образовательного учреждения (делопроизводство, кадры, учет питания и т. д.). Перечень методических рекомендаций, используемых в образовательной деятельности 1. Адашова T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T. A., Косарева Н. В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017 2. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81. 3. Артемкина О. В. Об опыте привлечения волонтеров к работе с несовершеннолетними правонарушителями в комплексном центре социального обслуживания населения / О. В. Артемкина, Л. М. Корчагина, И. С. Токарева // Социальное обслуживание. – 2017. – № 7. – С. 86-91. Журнал есть в фонде СОУНБ им. В. Г. Белинского 4. Бабина Т. В. Методы оценки социальной и экономической эффективности добровольческой деятельности // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2018. – Ч. 3. – С. 43-45. 5. Беседина Е. В. Волонтерская деятельность против наркомании // Среднее профессиональное образование. – 2017. – № 5. – С. 12-14. 6. Бурченко Т. В. Экологическое волонтерство на благо общества и развития личности обучающегося // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования : сб. науч. ст. и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Архангельск, 2017. – Ч. 2. – С. 181-184 11 7. .Красавина Е. В. Мотивационные аспекты участия молодежи в волонтерской деятельности / Е. В. Красавина, Н. И. Горлова // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2018. – Ч. 3. – С. 224-227. 8. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Департамент по делам молодежи Самарской области : сайт. – Самара, 2009-2010. – URL: 4.ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 4.1.Оценочные материалы Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы. (подготовлена профессором Л.В.Байбородовой) показатели (оцениваемые параметры) 1.Организацион но-волевые качества • терпение • • воля самоконтр оль возможн ое количест во баллов Способность переносить - терпения хватает 1 (выдерживать) меньше, чем на 1\2 известные нагрузки в занятия; 5 течении определенного терпения хватает времени, преодолевать больше, чем на 1\2 10 трудности занятия; - терпения хватает на все занятия. методы диагности ки Способность активно волевые усилия побуждать себя к ребенка побуждаются практическим действиям извне; - иногда – самим ребенком; - всегда – самим ребенком. Умение контролировать - ребенок постоянно свои поступки действует под (приводить к должному воздействием контроля свои действия) извне; периодически контролирует себя сам; постоянно контролирует себя сам. Способность оценивать - завышенная; себя адекватно реальным достижениям - заниженная; наблюдени е критерии 2. ориентационные качества • самооценк а • интерес к Осознанное в занятиям в ребенка степень выраженности оцениваемого качества 1 наблюдени е 5 10 1 наблюдени е 5 10 1 анкетирова ние 5 - нормальная. 10 участие - интерес к занятиям 1 освоении продиктован ребенку тестирование 12 творческих образовательной объединен программы иях. 3.Поведенческие качества • конфликтн ость • тип сотруднич ества Неконструктивная способность ребенка общаться со сверстниками, наличие агрессивного поведения. Способность ребенка принимать участие в общем деле, предполагает как умение считаться с мнением других, так и проявлять инициативу. извне; 5 - интерес периодически поддерживается самим 10 ребенком; - интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно. - высокая; 1 - средняя; 5 - низкая. - стремится избежать включения в творческую деятельность; включение в совместную деятельность; - творческое отношение к совместной деятельности. 10 1 наблюдени е наблюдени е 5 10 4.2.Методические материалы Анкета для родителей Дорогие родители! Заканчивается учебный год. Нам очень важно знать, как он прошел, какой след оставил в душе Вашего ребенка, как Вы оцениваете нашу работу. Ваши ответы на предложенные вопросы помогут нам в дальнейшем сотрудничестве с Вами по воспитанию и образованию Вашего ребенка. 1. Довольны ли Вы содержанием программы, развивает ли она творческие способности Вашего ребенка? 2. Какие дополнительные предметы (темы), по вашему мнению, необходимо включить в программу или исключить из нее? 3. Использует ли Ваш ребенок, полученные на занятиях знания и умения в школе, в быту, помогли ли они организовать свободное время ребенка и досуг? 4. Стали ли занятия в коллективе постоянным увлечением Вашего ребенка? 5. На развитие каких качеств характера Вашего ребенка повлияли занятия в коллективе? 6. Какие достижения ребенка Вас порадовали? 7. С желанием ли ходил Ваш ребенок на занятия, с каким настроением возвращался после занятий домой? 8. Устает ли Ваш ребенок после занятий? 9. Приобрел ли Ваш ребенок новых друзей в коллективе, изменились ли его отношения с друзьями в школе? 10. Какие качества ценит Ваш ребенок в педагоге? 11. Считаете ли Вы, что полученные знания помогут Вашему ребенку в выборе профессии? 12. Удалось ли Вашему ребенку решить проблемы, о которых Вы сообщали нам в начале года? 13. Какое мероприятие для родителей Вам понравилось? 13 14. Согласны ли Вы с оценкой результатов занятий Вашего ребенка в коллективе за год, которую дал педагог? 15. Стало ли увлечение Вашего ребенка Вашим увлечением? 16. Будет ли Ваш ребенок продолжать занятия в нашем коллективе в следующем году? 17. Чем бы Вы могли помочь в развитии коллектива, в котором занимается Ваш ребенок? 18. Укажите, пожалуйста, свои фамилию, имя, отчество: Благодарим Вас за сотрудничество. Обработка полученных данных. По каждому вопросу ответы группируются по содержанию, определяется наибольшее совпадение ответов и фиксируется общая тенденция мнений. Результаты можно оформить в виде таблицы, графика. 14