Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Я-волонтер2023-2024

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Пояснительная записка ................................................................................................................ 3

2.

Основные характеристики образования................................................................................... 5

2.

2.1.

Объем программы .................................................................................................................... 5

2.2.

Планируемые результаты курса «Я - волонтёр» ................................................................... 5

2.3.

Содержание дополнительной общеразвивающей образовательной программы ............... 5

Организационно-педагогические условия и формы аттестации ......................................... 7
3.1.

Учебный план ........................................................................................................................... 7

3.2.

Календарный учебный график ................................................................................................ 7

3.3.

Рабочая программа курса «Я - волонтёр» .............................................................................. 8

3.4.

Система условий реализации дополнительной общеразвивающей

образовательной программы ............................................................................................................. 10

3.

3.4.1.

Материально-технические условия ............................................................................... 10

3.4.2.

Информационно-методические условия....................................................................... 11

Оценочные и методические материалы .................................................................................. 12
4.1.

Оценочные материалы ........................................................................................................... 12

4.2.

Методические материалы ...................................................................................................... 13

2

1. Пояснительная записка.
В разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Я - волонтёр» использованы следующие нормативно- правовые документы:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
3. Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции
дополнительного образования детей».
4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
5. Устав МБОУ СОШ № 179
6. Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и
корректировки общеобразовательных программ»
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н;
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г.
№ 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
10. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы.
11. Письмо Минобрнауки России
Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября 2015 №093242.
12. Конвенция ООН о правах ребенка.
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
14. Постановление Правительства Свердловской области от 14 мая 2019 года № 276 –ПП «
Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти
Свердловской области, подведомственных им государственных учреждений Свердловской
области
с
организаторами
добровольческой
(волонтерской)
деятельности,
добровольческими (волонтерскими) организациями».
15. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в
Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2009
№ 1054-р);
16. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до
2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 N2403-p).
Актуальные реалии таковы, что нужно воспитать поколение тех, кто способен помочь,
детей понимающих, что важны не слова жалости, а реальная помощь, основанная на
уважении к человеку.
Добровольчество и доброта – главные движущие силы в организации волонтёрской
деятельности. Ведь волонтёры своими руками каждый день меняют к лучшему жизнь
нашей школы и посёлка.
Новизна данной программы заключается в гармоничном соединении следующих видов
деятельности:
- работа с социально-незащищёнными группами населения (дети-сироты, инвалиды,
пожилые люди);
3

- профилактика здорового и безопасного образа жизни, просветительская деятельность,
напрвленная на профилактику наркомании, СПИДа;
- защита окружающей среды;
- краеведческая деятельность.
Необходимо ответить, что волонтёрская организация может вести работу в каком – либо
одном направлении деятельности, например, пропаганда здорового образа жизни, а может
реализовывать свои проекты в различных социальных и общественных сферах жизни.
Цель: формирование морально–нравственных, гражданско-патриотических качеств
личности школьников через вовлечение их в волонтерскую деятельность.
Задачи:
1. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной
познавательной деятельности, профилактики вредных привычек и правонарушений в
подростковой среде, воспитания здорового образа жизни.
2.Снижение уровня социальной напряженности подростков и молодежи посредством
получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского отряда.
3.Формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память
поколений в памяти потомков.
Педагогическая целесообразность: ведущая педагогическая идея в организации
волонтёрского движения состоит в социализации школьника через активную деятельность,
где они выступают инициаторами позитивных изменений в своём образовательном
учреждении и в ближайшем социальном окружении.
Отличительная особенность программы: в результате своей деятельности у подростка
появляется гордость, самоуважение, удовлетворение от работы. Ему важно знать, что он
кому-то нужен, что его деятельность оказывает реальную помощь. Это и новые знакомства, и
приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать
неплохую карьеру.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов
универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
− мотивация к участию в волонтерской деятельности;
− позитивное отношение к базовым ценностям волонтерской деятельности;
− жизненное самоопределение личности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
− формирование постановки цели и ее достижение, развитие самоконтроля, оценивания
(включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми),
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; оценивать правильность выполнения действия.
- адекватно воспринимать оценку учителя.
- коррекция.
Познавательные универсальные учебные действия:
− поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, критическая оценка и
интерпретация;
− определение способов, действий для решения выявленной проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию.
- договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов.
4

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Срок Сроки реализации образовательной программы
Объем учебных часов по программе: 68 часов.
Занятия с обучающимися проводятся: 1 раз в неделю, 68 часов в год, 34 учебных недели.

2.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1.
Объём программы
Программа кружка "Я - волонтёр" создана для учащихся 5-11 классов северской школы
МБОУ СОШ № 179. Рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся 1(один) раз в неделю.
продолжительность занятий 40 минут.
2.2. Результаты освоения программы «Я - волонтёр»
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной,
адаптированной, здоровой личности.
Личностными результатами занятий являются:
формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (толерантность,
доброта, милосердие, социальное право, человеческое достоинство, свобода выбора,
нравственность, ответственность, гражданский долг) и к социальной реальности в целом.
Метапредметными результатами являются:
формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий.
Предметными результатами занятий по программе являются: − иметь представления об
истоках волонтерского движения и современных практиках волонтерской деятельности;
− знать основные понятия волонтерства;
− знать основные формы и виды волонтерской деятельности;
− иметь представление о социальном проектировании как эффективном способе
осуществления волонтерской деятельности;
− владеть навыками социального проектирования;
− уметь исполнять заданную социальную роль в различных формах организации
деятельности волонтера.
Также предполагается увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в
волонтерские отряды.
Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение
количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете.
Умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами
уважительного отношения.
Участие в различных акциях организуемых школой, районами областью.
Порядок и регламент корректировки программы, механизм ее реализации.
При отмене занятий в рабочей программе вносятся изменения в лист корректировки.
2.3. Содержание учебного курса
Учебный курс делится на теоретические и практические занятия. Практические занятия
проводится в форме игр, в работе с населением, проведение мероприятий и другие занятия.
Участниками волонтерского движения могут стать подростки не только старшего и
среднего, но и младшего возраста, причем содержание программы движения таково, что
способствует формированию активной гражданской позиции и создавало мотивацию на
принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют
ярко выраженных лидерских способностей.
5

Введение. Организационно-вводное занятие: постановка учебных целей,
правила поведения, знакомство с содержанием курса. Тренинги и игры на
1.

знакомство. Инструктаж по Т.Б.
Знакомство с нормативными и правовыми документами волонтерской деятельности в РФ.
2. Составление плана работы на год.
В этот блок входит несколько подтем, связанных с содержанием курса:
Распределение обязанностей. Выбор направлений деятельности, самоанализ после
практических занятий.
Создание страницы и освещение деятельности волонтёрского объединения на сайте школы.
Создание эко - отряда. Трудовой десант на роднике «Хрустальном».
Информационно – медийная деятельность в современном в движении.
3. Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной
волонтерской команды
Посещение детского приюта. Игровая программа для 1х классов. Викторина в день борьбы
со СПИДом. Помощь в жюре внутришкольных конкурсов. Урок добра.
4.
Акции добра
Акция «Доброта вокруг нас», Акция «Обменяй УЛЫБКУ на конфету», Акция «ДОБРЫЙ
УРОК. ВОЛОНТЕРЫ БУДУЩЕГО»
Акция «Поздравим ветеранов педагогического труда с 23 февраля»
Акция «Поздравим ветеранов педагогического труда с 8 марта»
Участие в акциях ЗОЖ. Участие в ежегодной акции «Весенняя неделя добра»: акция «Марш
парков; акция «Георгиевская лента». Оказание помощи ветеранам, вдовам, труженикам
ВОВ.
5.
Помощь в организации и проведении праздничных мероприятий в МБОУ СОШ
№ 179
Помощь в организации и проведении Дня учителя, открытия «Точки роста», Дня пожилых,
Дня матери.
Помощь в организации и проведении рождественской елки, встречи выпускников. Акция
«Рождественский подарок».
6.
Помощь в организации и проведении профилактических мероприятий
Конкурс плакатов “Мы и наше здоровье”. Флэшмоб против курения. Проведение
мероприятия, посвящённого гражданско-патриотическому воспитанию и профилактике
правонарушений среди подростков. Акция «Скажи вредным привычкам – нет».
7. Итоговое занятие

Итоговая диагностика. Подведение итогов курса. Награждение.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
Аттестация по курсу «Я – волонтёр» не предусмотрена.
Учебный план
Учебный план, реализующий настоящую дополнительную общеразвивающую
образовательную программу (далее - учебный план), определяет перечень, трудоемкость,
6

последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, практики и
иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации.
Учебный план:
–
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
–
определяет (регламентирует) перечень учебных курсов и время, отводимое на их
освоение иорганизацию.
Учебный план (68 часов в год)
Наименование курса

Количество часов в год
Всего

Курс ««Я - волонтёр»
68
В интересах детей с участием обучающихся и их семей на основе учебного плана,
представленного в данной дополнительной образовательной программы, может являться
основой разработки индивидуальных учебных планов, для формирования
индивидуальной траектории развития обучающегося (содержание учебных предметов,
курсов, модулей, темп и формы образования).
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34
недели.
Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной
программы составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).
Календарный учебный график реализации
дополнительной образовательной программы
Образовательная деятельность проводится во время учебного года. Учебный год начинается
с первого учебного дня текущего учебного года, но не ранее 15 сентября.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели (не включая период итоговой
аттестации).
Продолжительность учебного года:
• с первого учебного дня текущего учебного года по 30 декабря
• с 11 января по 31 мая
Продолжительность зимних каникул:
• с 31 декабря по 10 января (11 календарных дней)
Продолжительность летних каникул:
• с 01 июня по 31 августа (92 календарных дня)
Промежуточная и итоговая аттестация не проводятся.
Рабочая программа курса «Я – волонтёр»
Настоящая рабочая программа по реализации курса «Я – волонтёр» рассчитана на
нормативный срок освоения – 1 (год) учебных года (34 часа).
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной,
адаптированной, здоровой личности.
Личностными результатами занятий являются:
формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (толерантность,
доброта, милосердие, социальное право, человеческое достоинство, свобода выбора,
нравственность, ответственность, гражданский долг) и к социальной реальности в целом.
Метапредметными результатами являются:
формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий.
7

Предметными результатами занятий по программе являются: − иметь представления об
истоках волонтерского движения и современных практиках волонтерской деятельности;
− знать основные понятия волонтерства;
− знать основные формы и виды волонтерской деятельности;
− иметь представление о социальном проектировании как эффективном способе
осуществления волонтерской деятельности;
− владеть навыками социального проектирования;
− уметь исполнять заданную социальную роль в различных формах организации
деятельности волонтера.
Также предполагается увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в
волонтерские отряды.
Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение
количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете.
Умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами
уважительного отношения.
Участие в различных акциях организуемых школой, районами областью.
Порядок и регламент корректировки программы, механизм ее реализации.
При отмене занятий в рабочей программе вносятся изменения в лист корректировки.
Сроки
Тема
Примечан
проведения
ие
1
неделя
2 неделя
3 неделя

4 неделя
5 неделя

6 неделя

Подведение итогов курса. Награждение.
Организационно-вводное занятие: постановка учебных
целей, правила поведения, знакомство с содержанием курса.
Выбор направления деятельности. Создание страницы
отряда для сайта школы
Участие в областном квесте «Осень Уральского следопыта
2020»
Подготовка видео-поздравление «С днём элегантного
возраста» ко Дню пожилых
Экскурсия по берегам реки Северка. Трудовой десант.

Теория
2 часа
Теория
2 ч.
Практика
Время: по
плану
квеста
Практика
2 часа
Практика
2 часа

Подготовка видеоролика с презентацией отряда на сайт
школы
Презентация волонтёрского отряда на классных часах 4-11
классов

Практика
2 часа

8 неделя

Занятие: «Волонтёр – это круто!»

9 неделя

Занятие: «Шаги в добровольчестве»

10 неделя

Занятие: «Школа волонтёра»

Теория,
практика
2 часа
Теория
2 часа
Теория
2 часа
Теория
2 часа
Теория,
практика
2 часа

7 неделя

11 неделя неделя
12 неделя

Занятие: «Я- волонтёр»
Разработка проекта «Безопасная дорога к знаниям» в рамках
конкурса «Волонтёр и мир вокруг»

Практика
2 часа

8

13 неделя
14 неделя
29-30 неделя
15 неделя
16 неделя
17
неделя
18 неделя
19-20 неделя
21-22 неделя
23
неделя
24
неделя
25
26 неделя

Разработка проекта «Безопасная дорога к знаниям» в рамках
конкурса «Волонтёр и мир вокруг»
Украшение школы к новому году.
Помощь в организации и проведении майских праздников.
Подготовка материала для рассылки в общие группы ватсап
по профилактике экранной зависимости
Подготовка материала для рассылки в общие группы ватсап
по соблюдению ОЗ-73
Помощь в организации мероприятия «Зажги синим»
Участие в мероприятиях, организуемых МБУ ЦППН
«Диалог»
Проведение мероприятия, посвящённого гражданскопатриотическому воспитанию и профилактике
правонарушений среди подростков в 5-6 классах
Проведение викторины «Герои Отечества»
Акция «Мы вместе»
Профилактическое мероприятие #волонтёры противвэйпа
Распространение листовок «Правила поведения в быту во
время весенних каникул» в 1-5 классах
Акция «Живи родник!» . расчистка родника «Медвежья
слеза». День птиц. Зимняя неделя добра «Помоги птицам».

27 неделя

Акция «ЗОЖ -челендж» во 2- 3 классах.

28 неделя

Ярмарка профессий – раздача буклетов с информацией по
ССУЗам, ВУЗам в 8-11 классах
Акция «Подарим радость малышам» (сбор игрушек,
памперсов в детский дом)

31 неделя
32 неделя

Акция «Посади цветы»

33 неделя

Подготовка мероприятия ко Дню защиты детей

34
неделя

Итоговое занятие, вручение по итогам года грамот для
волонтёров и благодарственных писем их родителям

Практика
2 часа
Практика
2 часа
Практика
4 часа
Практика
1 час
Практика
1 час
Практика
2 часа
Теория
2 часа
Практика
4 часа
Практика 4
часа
Практика
1 час
Теория
1 час
практика

Практика
2 часа
Практика
2 часа
Практика 2
часа
Практика
2 часа
Практика 2
часа
Практика 2
часа

3.4. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.4.1. Материально-технические условия
Настоящая дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Я волонтёр» реализуется за счет обеспечения современной материально-технической базой.
Материально-техническая база МБОУ СОШ № 179 приведена в соответствие с
задачами по обеспечению реализации дополнительной общеразвивающей образовательной
программы,
необходимого
учебно-материального
оснащения
образовательной
9

деятельности и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.
Учебные помещения обеспечены комплектами оборудования для реализации
программы, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также
мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарем.
Размещение помещений для осуществления образовательной деятельности,
активной деятельности, отдыха обучающихся, их площадь, освещенность и воздушнотепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных
занятий, обеспечивают возможность безопасной и комфортной организации всех видов
учебной и деятельности для всех участников образовательных отношений, соответствуют
СанПиН.
№
п/п
1

2
3

4

5
6

Необходимые средства

Необходимое
количество,
имеющихся в наличии

Технические средства:
ноутбук
1
нетбуки для обучающихся
13
принтер монохромный
1
оборудование компьютерной сети
1
Программные инструменты:
Да
Обеспечение технической, методической и организационной поддержки
разработка планов, заключение договоров
Да
подготовка распорядительных документов
Да
подготовка локальных актов
Да
Отображение образовательных отношений в информационной среде
осуществляется связь педагогов, администрации, родителей
Да
осуществляется методическая поддержка педагогов
Да
(например, мультимедиаколлекция)
Компоненты на бумажных носителях
Учебные пособия
Да
Компоненты на CD и DVD
электронные практикумы
Имеются

Материалы и оборудование:
−
−
−
−

компьютер; мультимедийный проектор;
компьютер с учебным программным обеспечением;
демонстрационный экран;
сканер, ксерокс и цветной принтер.

Информационное обеспечение:
−
−
−
−
−

Учебно-наглядные пособия:
иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
мультимедиа объекты по темам курса;
фотографии;
презентации и видеофильмы к занятиям;
электронно-программное обеспечение: специализированные цифровые
инструментыучебной деятельности (компьютерные программы).
Дидактический материал:
10

− раздаточный материал;
− дидактические контрольно-измерительные материалы;
− инструкции;
Иллюстративный материал к занятиям
Контрольно-измерительный материал
− Тесты и карточки.
3.4.2.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Информационно-методические
условия
реализации
дополнительно
образовательной
программы
обеспечиваются
современной
информационнообразовательной средой.
Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая
педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных
образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных
средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой,
социально активной личности, а также компетентность участников образовательных
отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с
применением информационно-коммуникационныхтехнологий (ИКТ-компетентность).

Основными элементами ИОС являются:
−
−
−
−
−

o информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
o информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
o информационно-образовательные ресурсы Интернета;
o вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
o прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и
финансовохозяйственную
деятельность
образовательного
учреждения
(делопроизводство, кадры, учет питания и т. д.).
Перечень методических рекомендаций, используемых в образовательной
деятельности

1. Адашова T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и
туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T. A., Косарева Н. В. //
Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : материалы Всерос.
науч.-практ. конф., посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017
2. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI
века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы Междунар.
науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.
3. Артемкина О. В. Об опыте привлечения волонтеров к работе с несовершеннолетними
правонарушителями в комплексном центре социального обслуживания населения / О. В.
Артемкина, Л. М. Корчагина, И. С. Токарева // Социальное обслуживание. – 2017. – № 7. – С.
86-91. Журнал есть в фонде СОУНБ им. В. Г. Белинского
4. Бабина Т. В. Методы оценки социальной и экономической эффективности
добровольческой деятельности // Проблемы эффективного использования научного
потенциала общества : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2018. – Ч. 3. –
С. 43-45.
5. Беседина Е. В. Волонтерская деятельность против наркомании // Среднее
профессиональное образование. – 2017. – № 5. – С. 12-14.
6. Бурченко Т. В. Экологическое волонтерство на благо общества и развития личности
обучающегося // Современные подходы к организации образовательного процесса в
условиях стандартизации образования : сб. науч. ст. и материалов IV Междунар. науч.-практ.
конф. – Архангельск, 2017. – Ч. 2. – С. 181-184
11

7. .Красавина Е. В. Мотивационные аспекты участия молодежи в волонтерской деятельности
/ Е. В. Красавина, Н. И. Горлова // Инновационное развитие: потенциал науки и
современного образования : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2018. – Ч. 3. – С.
224-227.
8. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности
молодежи в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Департамент по
делам молодежи Самарской области : сайт. – Самара, 2009-2010. – URL:

4.ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
4.1.Оценочные материалы
Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе освоения дополнительной образовательной программы.
(подготовлена профессором Л.В.Байбородовой)
показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Организацион
но-волевые
качества
• терпение

•

•

воля

самоконтр
оль

возможн
ое
количест
во
баллов
Способность переносить - терпения хватает 1
(выдерживать)
меньше, чем на 1\2
известные нагрузки в занятия;
5
течении определенного терпения хватает
времени, преодолевать больше, чем на 1\2 10
трудности
занятия;
- терпения хватает на
все занятия.

методы
диагности
ки

Способность
активно волевые
усилия
побуждать
себя
к ребенка побуждаются
практическим действиям извне;
- иногда – самим
ребенком;
- всегда – самим
ребенком.
Умение контролировать - ребенок постоянно
свои
поступки действует
под
(приводить к должному воздействием контроля
свои действия)
извне;
периодически
контролирует себя сам;
постоянно
контролирует себя сам.
Способность оценивать - завышенная;
себя адекватно реальным
достижениям
- заниженная;

наблюдени
е

критерии

2.
ориентационные
качества
• самооценк
а
• интерес к Осознанное
в
занятиям в ребенка

степень
выраженности
оцениваемого
качества

1

наблюдени
е

5
10

1

наблюдени
е

5
10

1

анкетирова
ние

5

- нормальная.
10
участие - интерес к занятиям 1
освоении продиктован ребенку

тестирование
12

творческих образовательной
объединен программы
иях.

3.Поведенческие
качества
• конфликтн
ость
•

тип
сотруднич
ества

Неконструктивная
способность
ребенка
общаться
со
сверстниками, наличие
агрессивного поведения.
Способность
ребенка
принимать участие в
общем
деле,
предполагает как умение
считаться с мнением
других, так и проявлять
инициативу.

извне;
5
- интерес периодически
поддерживается самим 10
ребенком;
- интерес постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно.
- высокая;
1
- средняя;

5

- низкая.
- стремится избежать
включения
в
творческую
деятельность;
включение
в
совместную
деятельность;
- творческое отношение
к
совместной
деятельности.

10
1

наблюдени
е

наблюдени
е

5
10

4.2.Методические материалы
Анкета для родителей
Дорогие родители!
Заканчивается учебный год. Нам очень важно знать, как он прошел, какой след оставил в
душе Вашего ребенка, как Вы оцениваете нашу работу. Ваши ответы на предложенные вопросы
помогут нам в дальнейшем сотрудничестве с Вами по воспитанию и образованию Вашего
ребенка.
1. Довольны ли Вы содержанием программы, развивает ли она творческие способности
Вашего ребенка?
2. Какие дополнительные предметы (темы), по вашему мнению, необходимо включить в
программу или исключить из нее?
3. Использует ли Ваш ребенок, полученные на занятиях знания и умения в школе, в
быту, помогли ли они организовать свободное время ребенка и досуг?
4. Стали ли занятия в коллективе постоянным увлечением Вашего ребенка?
5. На развитие каких качеств характера Вашего ребенка повлияли занятия в коллективе?
6. Какие достижения ребенка Вас порадовали?
7. С желанием ли ходил Ваш ребенок на занятия, с каким настроением возвращался
после занятий домой?
8. Устает ли Ваш ребенок после занятий?
9. Приобрел ли Ваш ребенок новых друзей в коллективе, изменились ли его отношения
с друзьями в школе?
10. Какие качества ценит Ваш ребенок в педагоге?
11. Считаете ли Вы, что полученные знания помогут Вашему ребенку в выборе
профессии?
12. Удалось ли Вашему ребенку решить проблемы, о которых Вы сообщали нам в начале
года?
13. Какое мероприятие для родителей Вам понравилось?
13

14. Согласны ли Вы с оценкой результатов занятий Вашего ребенка в коллективе за год,
которую дал педагог?
15. Стало ли увлечение Вашего ребенка Вашим увлечением?
16. Будет ли Ваш ребенок продолжать занятия в нашем коллективе в следующем году?
17. Чем бы Вы могли помочь в развитии коллектива, в котором занимается Ваш ребенок?
18. Укажите, пожалуйста, свои фамилию, имя, отчество: Благодарим Вас за
сотрудничество.
Обработка полученных данных. По каждому вопросу ответы группируются по содержанию,
определяется наибольшее совпадение ответов и фиксируется общая тенденция мнений.
Результаты можно оформить в виде таблицы, графика.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».