Человек 7 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 179

Приложение № 1.4
к адаптированной основной образовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 9.2. МБОУ СОШ № 179
утвержденной приказом № 342-ОД от 30.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ЧЕЛОВЕК»
(7 класс)

Екатеринбург
2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Человек» (предметная область «Окружающий мир») составлена в соответствии с адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), является учебно-методической
документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью объем и содержание образования,
планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ» (с изменениями и дополнениями);
•
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата с тяжелыми множественными нарушениями в развитии МБОУ СОШ №179 (вариант 9.2).
Цель реализации рабочей программы учебного предмета «Человек»: формирование общей культуры, соответствующей общепринятым
нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе
практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и
независимости в повседневной жизни; формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и
общепринятых правилах поведения.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Содержание обучения в рамках учебного предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем
окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание»,
«Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных
возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика
болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти,
причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать
последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды, завязыванию и развязыванию шнурка, расстегиванию ремня.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в
тарелку, пользованию салфеткой.

Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях
между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом
культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится
понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков,
как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать
руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций.
Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают
с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна
продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Для реализации программы используется специальное материально-техническое оснащение, включающее: пиктограммы, дидактические
игры, презентации, карточки, фото, видео и аудио записей.
Учебный предмет «Человек» реализуется в форме индивидуальных и групповых занятий, исходя из особенностей развития обучающихся с
умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии / консилиума и индивидуальной программы
реабилитации ребенка с ОВЗ.
Продолжительность урока варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 40 минут. Контроль осуществляется на каждом
уроке методом наблюдений.
Учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана,
согласно которому на его изучение отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Представления о себе.
Встреча с учителем и одноклассниками. Сообщение сведений о себе. Сообщение о состоянии своего здоровья. Сообщение о своем
настроении.
Гигиена тела.
Правила поведения в школе. Режим дня школьника. Режим дня школьника. Прогулка и ее значение.
Обращение с одеждой и обувью.
Уход за одеждой. Обучение способам ухода за одеждой (чистка, стирка, глажение, хранение, мелкий ремонт). Уход за демисезонной
одеждой. Зачем нужна одежда. Знать(понимать) для чего нужна одежда. Одежда для разных видов работ. Рабочая одежда. Выбор одежды для
прогулки в зависимости от погодных условий. Ежедневный уход за обувью. Головные уборы.
Туалет.

Правила посещения туалет. Умение сказать или показать жестом о желании сходить в туалет. Соблюдение последовательности действий в
туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в
унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук. Туалет для
мальчиков и для девочек. Как пользоваться санузлом.
Прием пищи.
Правила поведения за столом. Столовые приборы. Правила пользования. Культура еды: пользование ложкой. Культура еды: пользование
салфеткой. Культура еды: использование ножа и вилки во время приема пищи. Правила приема пищи. Первое, второе, третье блюдо. Питаемся
правильно. Знать (понимать) правила питания: режим питания, разнообразие продуктов.
Семья.
«Я и моя семья». Моя семья. Мама, папа. Братья, сестры. Отраженное и сопряженное называние членов семьи вместе с их именами. Мои
занятия в семье. Вечера в кругу семьи. Семейные праздники и традиции. Мой режим дня.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей
достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных
жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов.
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
• Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
• Представление о собственном теле.
• Отнесение себя к определенному полу.
• Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
• Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
• Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
• Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и
др. • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня
с необходимыми оздоровительными процедурами.
• Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после
посещения туалета).
• Умение следить за своим внешним видом
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
• Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и
досуговой деятельности семьи.

Представление о профессиональной деятельности родителей.
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы
Раздел 1. Представления о себе
Раздел 2. Гигиена и здоровье
Раздел 3. Обращение с одеждой
обувью
Раздел 4. Туалет
Раздел 5. Прием пищи
Раздел 6. Семья
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1.
2.
3.
4.
5.
6.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего Контроль Практическ
ные
ие работы
работы
4
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fuchebnik.
mos.ru%2Fcatalogue&post=-93294813_448&cc_key=
4
http://potomy.ru/
8
http://www.bigpi.biysk.ru/encicl
http://pochemuchka.com.ua/ru/zhurnal
3
http://www.tatarovo.ru/sound.html
9
6
34
0
0

№

Тема урока

Кол-во
часов

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание

Виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Представления о себе (4час)

1

2

Встреча с учителем и
одноклассниками

Сообщение сведений о себе

1

1

-ознакомительная беседа,
-словесная игра «Наши имена»,
-рассматривание картинок,
-мини- диалоги,
-ответы на вопросы
Обучение составлению двухсловных
предложений, включающих усвоенные
учащимися существительные в именительном
падеже, указательные местоимения: указательное
местоимение + именительный падеж

Знать и называть свое имя и фамилию,
свой возраст

Уметь элементарно представлять свой пол
и ролевом поведении мальчика и девочки,
возраст.
Уметь использовать пиктограммы и
понимать их смысл.

3

4

Сообщение о состоянии
своего здоровья

Сообщение о своем
настроении

1

1

существительного, произносимое с
вопросительной интонацией (Это девочка?);
указательное местоимение + именительный
падеж существительного, произносимое с
утвердительной интонацией (Это мальчик).
Игра по картинкам «Это кто?»
Сообщение своего возраста
Обучение составлению двухсловных
предложений: «Я здоров, мне хорошо!»;
Игра с картинками, с фотографиями
Рассказ с помощью учителя о собственном
настроении (сравнивание его: с погодой, с
временем года, с цветком, с животным, с музыкой
или с любым неодушевленным предметом).
Использование карточек с напечатанными
словами.

Соотносить слова с картинками.
Отраженно повторять вопросы.
Запоминать слова «мальчик, девочка» и
отвечать словами или использовать
пиктограммы, картинки на вопросы игры.
Уметь сообщить о состоянии своего
здоровья;
Использование пиктограмм
Уметь рассказывать о своем настроение с
помощью учителя, пиктограмм.
Использовать пиктограммы и показывать
свои эмоции настроения

Раздел 3. Гигиена и здоровье (4 час)

5

6

7

Правила поведения в школе

Режим дня школьника

Режим дня школьника

1

-беседа о правилах поведения в школе,
-просмотр презентации: «Правила поведения в
школе»;
-подведение итога беседы

1

-ознакомительная беседа с режимом школьника;
-просмотр презентации: «Режим дня школьника»;
-рассматривание иллюстраций,
-беседа по иллюстрациям,
-подведение итога беседы

1

-беседа о правилах поведения в гостях;
-просмотр презентации: «Правила поведения в
гостях»;
-запись правил поведения в гостях в печатную
тетрадь;
-подведение итога беседы

Знать (понимать) правил поведения в
школе (не кричать, не бегать, ходить
шагом, не толкаться);
Уметь использовать пиктограммы и
картинки с помощью учителя
Стремиться к знаниям режима дня
школьника (Утро, зарядка, умываться,
завтракать, одеваться, школа, урок, обед,
сон, прогулка, играть, ужин, спать);
Уметь использовать пиктограммы и
картинки с помощью учителя
Знать (понимать) правила поведения в
гостях (не кричать, не бегать, ходить
шагом, не толкаться, тихо сидеть за
столом, договариваться);
Уметь соблюдать правила поведения в
гостях

8

Прогулка и ее значение

1

-экскурсия по школьному двору,
-знакомство со школьным двором,
-рассказ учителя о значении прогулки,
-ответы на вопросы,
-подведение итога экскурсии

Знать( понимать) значение прогулки на
здоровье человека;

Раздел 4. Обращение с одеждой и обувью (8 час)

9

Уход за одеждой

1

Обучение способам ухода за одеждой (чистка,
стирка, глажение, хранение, мелкий ремонт)
Просмотр презентации: «Уход за одеждой";

10

Уход за демисезонной
одеждой

1

Обучение способам ухода за одеждой (чистка,
стирка).

11

Зачем нужна одежда

1

12

Одежда для разных видов
работ

1

13

Рабочая одежда

1

Узнавание (различение) предметов одежды:
пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф,
варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта),
рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка
(платье), брюки (джинсы, шорты), носки
(колготки).
Задание на листочке: «Найди пару» и
разукрашивание демисезонной одежды.
Беседа: «Зачем люди придумали форменную
одежду»
Просмотр презентации: «Одежда для разных
видов работы»;
Работа с картинками
Просмотр презентации: «Рабочая одежда»
Показ рабочей одежды;

Познакомить со средствами по уходу за
одеждой (щетка, вода, мыльный раствор)
Знать (понимать) способы ухода за
одеждой;
Знать средства по уходу за одеждой;
Уметь назвать средства по уходу за
одеждой с помощью картинок .
Знать (понимать) способы ухода за
одеждой;
Уметь обращаться к взрослому за
помощью с использование вербальных
средств или пиктограмм по уходу за
одеждой.
Знать(понимать) для чего нужна одежда;
Узнавать (различать) виды одежды: пальто
(куртка, шуба, плащ), шапка, шарф,
варежки (перчатки), свитер (джемпер,
кофта), рубашка (блузка, футболка), майка,
трусы, юбка (платье), брюки (джинсы,
шорты), носки (колготки).
Знать (понимать) для чего нужна одежда
для разных видов работ;
Узнавать (различать) форменную одежду.
Узнавать (различать) рабочую одежду
Знать(понимать) для чего нужна рабочая

Игра: «Найди пару»;
Работа с пиктограммами;
Рисование по шаблону одежды
Беседа: «Одежда для прогулки;
Работа с картинками;
Задание на листочке: «Найди одежду для
прогулки и подпиши ее название».

одежда;
Знать(понимать) одежду для прогулки в
зависимости от погодных условий

14

Выбор одежды для прогулки в
зависимости от погодных
условий

1

15

Ежедневный уход за обувью

1

Беседа: «Как ухаживать за обувью»;
Просмотр презентации: «Уход за обувью»

Знать (понимать) как ухаживать за обувью
Уметь ухаживать за обувью
Узнавать (различать) головные уборы
(шапка, шляпа, кепка, панама, платок).
Различать сезонные головные уборы.

1

Узнавание (различение) головных уборов (шапка,
шляпа, кепка, панама, платок).
Знание назначения головных уборов.
Различение сезонных головных уборов.
Игра: «Что это»;
Задание на листочке: «Найди головной убор и
раскрась»

Умение сказать или показать жестом о желании
сходить в туалет;
Правила посещения туалета
Просмотр презентации: «Правила посещения
туалета».
Просмотр презентации: «Туалет для мальчиков и
для девочек»;
Работа с пиктограммами, картинками
Соблюдение последовательности действий в
туалете (поднимание крышки (опускание
сидения), спускание одежды (брюк, колготок,
трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление
нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой,
одевание одежды (трусов, колготок, брюк),
нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Просмотр презентации: «Как пользоваться

Уметь сказать или показать жестом о
желании сходить в туалет;
Знать правила посещения туалета

16

Головные уборы

Раздел 5. Туалет (3 час)

17

Правила посещения туалета

1

18

Туалет для мальчиков и для
девочек

1

19

Как пользоваться санузлом

1

Иметь представление о туалете для
мальчиков и девочек.
Использовать пиктограмму
Уметь правильно пользоваться санузлом;
Работать с пиктограммами

санузлом»

Раздел 6. Прием пищи (9 час)

20

Правила поведения за столом

1

21

Правила поведения за столом

1

22

Столовые приборы. Правила
пользования

23

Культура еды: пользование
ложкой

24

Культура еды: пользование
салфеткой

1

1

1

25

Культура еды: использование
ножа и вилки во время приема
пищи

1

26

Культура еды: использование
ножа и вилки во время приема
пищи

1

Правила поведения за столом;
Просмотр презентации: «Правила поведения за
столом»
Закрепление правил поведения за столом;
Просмотр презентации: «Правила поведения за
столом»;
Просмотр презентации: «Столовые приборы».
Беседа: «Правила пользования столовыми
приборами»;
Задание на листочке: «Найди столовые приборы и
раскрась их»
Показ еды ложкой: захват ложки, зачерпывание
ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с
пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами,
опускание ложки в тарелку;
Упражнения по умению пользоваться ложкой
Показ использования салфетки во время приема
пищи.
Упражнения по использованию салфетки во
время приема пищи.
Показ использования ножа и вилки во время
приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от
целого куска, наполнение вилки гарниром с
помощью ножа.
Упражнения по использованию одноразового
ножа и вилки во время приема пищи.
Показ использования ножа и вилки во время
приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от
целого куска, наполнение вилки гарниром с

Знать (понимать) правила поведения за
столом;
Уметь соблюдать правила поведения за
столом
Уметь соблюдать правила поведения за
столом
Узнавать (различать) столовые приборы;
Уметь пользоваться столовыми приборами

Уметь правильно пользоваться ложкой.

Уметь использовать салфетки во время
приема пищи.
Уметь использовать нож и вилку во время
приема пищи.

Уметь использовать нож и вилку во время
приема пищи

27

Правила приема пищи.
Первое, второе, третье блюдо

1

28

Питаемся правильно

1

помощью ножа.
Упражнения по использованию одноразового
ножа и вилки во время приема пищи
Беседа: «Правила приема пищи. Первое, второе,
третье блюдо»
Работа с картинками, иллюстрациями;
Игра: «Найди первое, второе, третье блюдо»
Беседа: «Сведения о правилах питания: режим
питания, разнообразие продуктов»;
Просмотр презентации: «Правила правильного
питания»;
Дидактическая игра: «Назови полезные продукты
питания»

Знать (понимать) правила приема пищи.
Уметь работать с картинками,
иллюстрациями, находить первое, второе,
третье блюдо
Знать (понимать) правила питания: режим
питания, разнообразие продуктов;
Уметь назвать полезные продукты питания

Раздел 7. Семья (6 час)

29

«Я и моя семья»

1

30

Моя семья. Мама, папа.
Братья, сестры

1

31

Мои занятия в семье

1

32

Вечера в кругу семьи

1

Пользование пиктограммами для называния и
обобщения понятием «семья»
Совместное рассматривание с учащимися
семейных фотографий, беседа о семье (папа,
мама, бабушка, дедушка, брат, сестра).
Пользование фото и называния обобщения
понятием «семья».
Совместное рассматривание с учащимися
семейных фотографий, беседа о семье (папа,
мама, бабушка, дедушка, брат, сестра).
Просмотр презентации: «Мои занятия в семье»;
Пользование фотографий для называния и
обобщения о своем занятии в семье;
Сведения о связях между членами семьи;
Пользование фотографий для называния и
обобщения о связях между членами семьи;
Совместное рассматривание с учащимися
семейных фотографий

Использовать пиктограммы, фотографии
при определении членов своей семьи.
Испытывать ощущение радости от
узнавания и радоваться за других детей
Использовать фотографии при
определении членов своей семьи.
Испытывать ощущение радости от
узнавания и радоваться за других детей
Уметь использовать фотографии, называть
про свои занятия в семье с помощью фото.
Использовать фотографии при
определении членов своей семьи.
Испытывать ощущение радости от
узнавания и радоваться за других детей.

33

Семейные праздники и
традиции

1

Представление о семейных праздниках и
традициях; Совместное рассматривание с
учащимися семейных фотографий, беседа о
семейных праздниках (сладкий стол, веселая
музыка, поздравления близких, торт, подарки,
игры)

34

Мой режим дня

1

Составление краткого рассказа о своем режиме
дня

Стремление к знаниям о семейных
праздниках и традициях;

Знать (понимать) о режиме дня;
Уметь с помощью картин рассказать о
своем режиме дня

Всего за учебный год: 34 часа
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные и предметные планируемые результаты рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих
индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании
применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в СИПР что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение
родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в
различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fuchebnik.mos.ru%2Fcatalogue&post=-93294813_448&cc_key=
http://potomy.ru/
http://www.bigpi.biysk.ru/encicl
http://pochemuchka.com.ua/ru/zhurnal
http://www.tatarovo.ru/sound.html
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.:
ДРОФА, 2017.
2.Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, 2018.

3. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коллектив авторов: Л.Б. Баряева, и.м. Бгажнокова, Д.И.
Бойков, Е.Т. Логинова. - 2019.
4.Жукова О.- Лучшая книга по развитию речи для детей 4-7 лет.-Москва: Издательство АСТ,2018.
5.Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин- Волгоград: Учитель,2019
6. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
7. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
8. Зайцев Г.К. Твоё здоровье: Укрепление организма. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
9. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением развития. Путешествие в мир окружающих
предметов- ВЛАДОС,2017.
10.Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.-М.: ТЦ Сфера, 2018
Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением развития. Путешествие в мир окружающих
предметов - ВЛАДОС,2018


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».