Домоводство 7 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 179

Приложение № 1.5
к адаптированной основной образовательной программе
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 9.2. МБОУ СОШ № 179
утвержденной приказом № 342-ОД от 30.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ДОМОВОДСТВО»
(7 класс)

Екатеринбург
2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» (предметная область «Окружающий мир») составлена в соответствии с
адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), является учебнометодической документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью объем и
содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной
деятельности.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ» (с изменениями и
дополнениями);
•
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями в развитии МБОУ СОШ №179 (вариант 9.2).
Цель реализации рабочей реализации рабочей программы «Домоводство» осуществление возможности посильного участия ребенка с
умеренной умственной отсталостью и ТМНР в работе по дому.
Задачи:
- воспитание потребности устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами;
- овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками;
- снижение зависимости ребёнка от окружающих, укрепление его уверенности в своих силах.
Занятия по домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них
знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Уборка территории», «Уход за комнатными растениями», «Уборка
помещений», «Личная гигиена», «Обращение с кухонным инвентарем», «Уход за вещами», «Уход за обувью», «Покупки». Беседа на
занятиях по домоводству является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами:
зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна
сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом
обучения, используемым на занятии.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирование реальных
ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения;
экскурсии; широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты
невозможно наблюдать непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного
понимания детьми учебного материала. Так как учащиеся со сложной структурой дефекта не могут воспринимать большое количество
информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на
нём.

Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению
переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять
повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
Предмет «Домоводство» реализуется в форме индивидуальных и групповых занятий, исходя из особенностей развития обучающихся
с умственной отсталостью.
Продолжительность урока варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 40 минут.
Реализация рабочей программы предмета «Домоводство» рассчитана на 34 недели, по 5 часов в неделю. Всего 170 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Уборка территории
Устройство пришкольного участка. Виды работы на территории. Осенняя уборка дорожек. Правила безопасности при работе на
территории. Хранение инвентаря для работы на территории. Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев.
Уход за уборочным инвентарем.
Уход за комнатными растениями
Что необходимо для жизни. Что такое уход за комнатными растениями. Особенности листьев комнатных растений. Емкости и
инвентарь для комнатных растений.
Уборка помещения
Помещения школы. Уход за мебелью. Правила ухода за мебелью. Виды мебели и средства для ухода за нею. Мягкая мебель. Ее
назначение. «Использование пылесоса, чистящих средств: чистка мягкой мебели». Ковровые изделия. «Использование пылесоса, чистящих
средств: чистка ковров». «Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала. Глаза дома. Правила ухода за зеркалами и стеклами.
Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий. «Применение народных средств для очистки стеклянных изделий».
Личная гигиена
Правила гигиены. Чистота- залог здоровья. Почему важно соблюдать гигиену рук в течении дня. Чистота тела. Предметы и средства
личной гигиены.
Обращение с кухонным инвентарем
Электрический чайник: назначение, эксплуатация. Чайная посуда. Назначение чайной посуды. Виды чая. Чай в пакетиках.
Сервировка стола к чаю. Заваривание чая в пакетиках. «Правила техники безопасности» на кухне. Микроволновая печь. Холодильник, его
назначение в хозяйстве. Правила работы с холодильником. Оборудование кухни. Организация рабочего места. Газовая и электрическая
плита. Правила техники безопасности при работе с газовой и электрической плитами. Кухонный комбайн. Назначение. Правила техники
безопасности при работе с кухонным комбайном. Мытье бытовых приборов, электрической плиты.
Приготовление пищи
Правила поведения за столом. Сервировка стола, меню. Кулинарная обработка продуктов: первичная и тепловая обработки.
Санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи. Фрукты. Виды фруктов. Первичная обработка фруктов. Правила работы с
ножом. Овощи. Виды овощей. Первичная обработка овощей. Правила работы с ножом. Простые способы нарезки овощей. Приготовление
салатов из сырых овощей. Приготовление салатов из вареных овощей. Приготовление салатов из сырых и вареных овощей. Виды

бутербродов. Простой бутерброд. Инвентарь и посуда при приготовлении простого бутерброда. Соблюдение правил техники безопасности
при приготовлении простого бутерброда.
Уход за вещами
Выбор одежды по назначению. Рабочая одежда. Одежда для разных видов работ. Правила хранения одежды. Уход за одеждой.
Символы ухода за одеждой. Приспособления и средства для ручной стирки. Режим ухода за изделием. Правила ручной стирки носков.
Ручная стирка. Правила сушки носков после стирки. Знаки стирки, отжима и сушки. Машинная стирка: различение составных частей
стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и
температурного режима. Правила хранения грязного белья. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке. Утюжка
мелких вещей, ТБ при работе с утюгом.
Уход за обувью
Правила размещения и хранения обуви в шкафу. Различение уличной и домашней обуви. Правила ухода за обувью. Уход за уличной
обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при
чистке обуви. Правила, которые помогают сберечь обувь.
Покупки
Какие бывают магазины. Профессии людей, работающих в магазине. Планирование покупок. Выбор места совершения покупок.
Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. Взвешивание товара, складывание покупок в сумку. Расчет на кассе. Места хранения
продуктов. Деньги. Экскурсия в продуктовый магазин. Экскурсия в промтоварный магазин.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
(вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание
ожидаемых личностных и возможных предметных результатов образования данной категории обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции,
позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов.
Освоение содержания рабочей программы учебного предмета «Домоводство», созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение
обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения предмета «Домоводство»:
• оценивать поступки как хорошие или плохие;
• определять самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Возможные предметные результаты освоения предмета «Домоводство»:
- знания назначения кухонного инвентаря и электроприборов;
- действия с кухонным инвентарем;

- элементарные умения делать покупки;
- элементарные умения взвешивания товара и складывание в сумку;
- навыки уборки помещения и территории;
- действия при уборке пылесосом;
- умения и навыки ухода за личными вещами;
- умения и навыки ухода за своим внешним видом;
- с помощью учителя пользование машинной стиркой;
- уход за комнатными растениями
- утюжка мелких вещей, ТБ при работе с утюгом.

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Уборка территории
Раздел 2. Уход за комнатными
растениями
Раздел 3. Уборка помещений
Раздел 4. Личная гигиена
Раздел 5. Обращение с кухонным
инвентарем
Раздел 6. Приготовление пищи
Раздел 7. Уход за одеждой
Раздел 8. Уход за обувью
Раздел 9. Покупки
Раздел 10. Уборка территории
Раздел 11. Уход за комнатными
растениями
Раздел 12. Покупки
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего Контроль Практическ
ные
ие работы
работы
22
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2016/04/19/konspekt-uroka-po4
domovodstvu-pomoshchniki-v
https://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/trud19
tehnologija/konspekt-dlja-detei-s-ovz-uroka-po-predmetu10
domovodstvo.html
21
https://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/trudtehnologija/plan-konspekt-uroka-po-sbo-v-5-klase.html
27
https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-po20
domovodstvu-po-tiemie-zdorov-ie-i-krasota-poniatiie-o10
zdorovo.html
12
http://www.moi5
sat.ru/publ/konferencija_quot_metodicheskie_razrabotki_q
4
uot/obuchenie_i_vospitanie_detej_s_narusheniem_intellekt
a/urok_domovodstva_v_6_klasse_po_teme_pervichnaja_o
brabotka_produktov_narezka/10-1-0-538
16
170
0
0

№

Тема урока

Кол-во часов

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Уборка территории (22 час)

1

Устройство пришкольного
участка

1

Ориентирование на пришкольном участке

Знать (понимать) какие здания, кроме
школьного, есть на территории школыинтернат (спортивная площадка, теплица,
сарай, гараж); какие деревья растут на
территории школы
Знать (понимать) виды работы на
территории

2

Виды работы на территории

1

Беседа: «Виды работы на территории»;
Просмотр презентации: «Сезонные работы на
территории»

3-4

Осенняя уборка дорожек

2

Осенняя уборка дорожек

5-6

Осенняя уборка дорожек

2

Осенняя уборка дорожек; Практическое
обучение жизненно необходимым бытовым
умениям и навыкам.

7-8

Правила безопасности при
работе на территории

2

Беседа: «Правила безопасности при работе на
территории»

Уметь последовательно выполнять действия
при подметании пола; уметь выполнять
работу по показу учителя
Знать (понимать) правила безопасности при
работе на территории

9-10

Хранение инвентаря для работы
на территории

2

Беседа: «Хранение инвентаря для работы на
территории»

Знать (понимать) хранение инвентаря для
работы на территории

1112

Уборка бытового мусора.
Подметание территории.

2

Уборка бытового мусора Подметание
территории

1314

Уборка бытового мусора.
Подметание территории.

2

Уборка бытового мусора Подметание
территории

1516

Уборка бытового мусора.
Подметание территории.

2

Уборка бытового мусора Подметание
территории

Уметь последовательно выполнять действия
при подметании пола

Уметь последовательно выполнять действия
при подметании пола; уметь выполнять
работу по показу учителя
Уметь последовательно выполнять действия
при подметании пола; уметь выполнять
работу по показу учителя
Уметь последовательно выполнять действия
при подметании пола; уметь выполнять
работу по показу учителя

1718

Сгребание травы и листьев. Уход
за уборочным инвентарем.

2

1920

Сгребание травы и листьев. Уход
за уборочным инвентарем.

2

2122

Сгребание травы и листьев. Уход
за уборочным инвентарем.

2

Уметь последовательно выполнять с
Практическая работа по уходу за территорией
помощью учителя действия при сгребании
школы
травы и листьев
Уметь последовательно выполнять с
Практическая работа по уходу за территорией
помощью учителя действия при сгребании
школы
травы и листьев
Уметь последовательно выполнять с
Практическая работа по уходу за территорией
помощью учителя действия при сгребании
школы
травы и листьев

Раздел 2. Уход за комнатными растениями (4 час)
23

Что необходимо для жизни и
роста растений».

1

Беседа: «Условия, необходимые для жизни и
роста растений». Просмотр презентации:
«Уход за комнатными растениями»

Знать (понимать) условия, необходимые для
жизни и роста»

24

Уход за комнатными растениями

1

Беседа «Как надо ухаживать за комнатными
растениями»; Просмотр картинок, журналов

Знать (понимать) от чего зависит уход за
комнатными растениями

25

Особенности листьев комнатных
растений

1

Беседа: «Особенности листьев комнатных
растений»; Показ комнатных растений на
слайдах; Протирание листочков влажной
салфеткой

Знать (понимать) особенности листьев
комнатных растений

26

Емкости и инвентарь для
комнатных растений

1

Показ емкостей и инвентарь для комнатных
растений; Полив растений

Знать (понимать) емкости и инвентарь для
комнатных растений

1

Ориентирование в помещениях школы

Знать (понимать) помещения школы; уметь
назвать помещения школы

Раздел 3. Уборка помещений (19 час)
27

Помещения школы

28

Правила ухода за мебелью.

1

Беседа: «Правила ухода за мебелью»;
Вытирание пыли с поверхности парты

29

Виды мебели и средства для
ухода за нею.

1

Просмотр презентации: «Виды мебели»;
Вытирание пыли с поверхности стола

Знать правила ухода за мебелью; уметь
вытирать пыль с поверхности парты, уметь
выполнять доступные поручения
Узнавать (различать) виды мебели и
средства ухода за ней; уметь вытирать пыль
с поверхности стола; уметь выполнять
доступные поручения

30

Виды мебели и средства для
ухода за нею.

1

3132

Мягкая мебель. Ее назначение.

2

33
3435
3637

38

39

40

«Использование пылесоса,
чистящих средств: чистка мягкой
мебели».
«Использование пылесоса,
чистящих средств: чистка мягкой
мебели».
«Использование пылесоса,
чистящих средств: чистка мягкой
мебели».
Ковровые изделия.
«Использование пылесоса,
чистящих средств: чистка
ковров».
Ковровые изделия.
«Использование пылесоса,
чистящих средств: чистка
ковров».
Ковровые изделия.
«Использование пылесоса,
чистящих средств: чистка
ковров».

1

2

2

1

1

1

41

Уход за зеркалами и стеклами.

1

42

Правила ухода за зеркалами и
стеклами.

1

Узнавать (различать) виды мебели и
средства ухода за ней; уметь вытирать пыль
Вытирание пыли с поверхности стола
с поверхности стола. Уметь выполнять
доступные поручения
Узнавать (различать) мягкую мебель. Знать
Просмотр иллюстрации из журналов с
ее назначение; уметь ухаживать за мягкой
видами помещений и мебели в ней
мебелью; уметь выполнять доступные
поручения
Беседа: «Использование пылесоса, чистящих Уметь пользоваться пылесосом, с помощью
средств: чистка мягкой мебели»; Показ
взрослых; узнавать (различать) чистящие
чистящих средств по чистке мягкой мебели
средства
Узнавать (различать) чистящие средства;
Практическая работа. Чистка мягкой мебели
уметь ухаживать за мягкой мебелью; уметь
выполнять доступные поручения
Узнавать (различать) чистящие средства;
Практическая работа. Чистка мягкой мебели
уметь ухаживать за мягкой мебелью; уметь
выполнять доступные поручения
Узнавать (различать) ковровые изделия;
Просмотр презентации: «Ковровые изделия и
уметь ухаживать за ковровыми изделиями;
уход за ними»; Практическая работа (работа с
уметь выполнять доступные поручения
пылесосом)
Практическая работа (работа с пылесосом)

Практическая работа (работа с пылесосом)
Беседа: «Правила ухода за зеркалами и
стеклами»; Практическая работа (Протираем
зеркало в классе)
Комбинированный урок
Практическая работа (Протираем стекла
рамы с помощью учителя)

Узнавать (различать) ковровые изделия;
уметь ухаживать за ковровыми изделиями.
Уметь выполнять доступные поручения
Узнавать (различать) ковровые изделия;
уметь ухаживать за ковровыми изделиями;
уметь выполнять доступные поручения
Стремление к знаниям о стекле и зеркале;
узнавать (различать) зеркала и стекла; уметь
с помощью учителя ухаживать за зеркалом
Стремление к знаниям о стекле и зеркале;
узнавать (различать) зеркала и стекла; уметь
с помощью учителя ухаживать за стеклами

4344

Средства для чистки стекол,
зеркал, зеркальных покрытий.

45

«Применение народных средств
для очистки стеклянных
изделий».

2

Комбинированный урок
Практическая работа

1

Показ учителя: «Применение народных
средств для очистки стеклянных изделий»;
Практическая работа (Чистка стеклянной
двери)

2

Урок-объяснение нового материала, урокупражнений;
Просмотр презентации: «Где живут
микробы»;

Уметь различать средства для чистки стекол
и зеркал; уметь с помощью учителя
ухаживать за стеклами и зеркалами
Стремление к новым знаниям о народных
средствах по очистке стекла и зеркал; уметь
с помощью учителя ухаживать за стеклами

Раздел 4. Личная гигиена (10 час)
4647

Правила гигиены

4849

Чистота-залог здоровья

2

Повторение правил личной гигиены;
Просмотр видео

5051

Почему важно соблюдать
гигиену рук в течении дня

2

Просмотр видеофильма: «Сохранение и
поддержка здоровья»

5253

Гигиена тела

2

5455

Предметы и средства личной
гигиены

2

Работа с картинками, как ухаживать за телом;
Ознакомление с видами средств личной
гигиены и правилами применения;
Заучивание стихотворения

Знать (понимать) что такое личная гигиена,
правила гигиены; уметь выполнять
гигиенические правила и нормы
Знать (понимать) что такое гигиена рук,
правила мытья рук. Уметь выполнять
гигиенические правила и нормы
Знать (понимать) почему важно соблюдать
гигиену рук в течении дня; уметь выполнять
гигиенические правила и нормы
Знать (понимать) как ухаживать за телом;
уметь выполнять гигиенические правила и
нормы
Знать (понимать): виды гигиенических
средств и их применение. Уметь: выполнять
упражнения по применению гигиенических
средств по назначению

Раздел 5. Обращение с кухонным инвентарем (21 час)

56

Электрический чайник:
назначение, эксплуатация

57

Чайная посуда. Назначение
чайной посуды

1

1

Знакомство с электрическим чайником:
назначение, эксплуатация. Уточнение и
расширение представлений о
электробытовых приборах;
Игры с картинками, изображающими
электрический чайник
Показ чайной посуды; Группировка
предметов по их свойствам и признакам;
Игры с картинками изображением чайной

Знать (понимать) электрический чайник, его
назначение и эксплуатацию; уметь
пользоваться электрическим чайником

Знать (понимать) чайную посуду, уметь
называть чайную посуду

посуды

58

Виды чая. Чай в пакетиках

1

Беседа: «Способы заваривания чая в
пакетиках».

Знать (понимать) способы заваривания чая в
пакетиках

59

Сервировка стола к чаю

1

Просмотр презентации: «Сервировка стола к
чаю»; Группировка предметов по их
свойствам и признакам

60

Заваривание чая в пакетиках.

1

Формирование практических навыков
заваривания чая.

Знать (понимать) что такое сервировка
стола к чаю; уметь группировать предметы
по их свойствам и признакам
Стремление к знанию навыков заваривания
чая, время приготовления

61

«Правила техники безопасности»
1
на кухне

Просмотр презентации: «Правила техники
безопасности на кухне»

Знать правила техники безопасности на
кухне

6263

Микроволновая печь

Микроволновая печь и ее назначение; Показ
на картинках микроволновой печи

Узнавать (различать) микроволновую печь

2

6465

Холодильник, его назначение в
хозяйстве

2

Беседа: «Холодильник и его назначение»;
Показ холодильника

Узнавать (различать) холодильник; знать
назначение холодильника

6667

«Правила работы с
холодильником»

2

Показ по таблице: «Санитарно-гигиенические Узнавать (различать) холодильник; знать
правила работы с холодильником
требования»; Практическая работа

6869

Оборудование кухни.
Организация рабочего места

2

Просмотр презентации: «Оборудование
кухни» Работа по картинкам в парах

7071

Газовая и электрическая плита

2

Просмотр презентации: «Газовая и
электрическая плита»; Работа с картинками

7273

Правила техники безопасности
при работе с газовой и
электрической плитами

2

Знакомство с правилами техники
безопасности при работе с газовой и
электрической плитами

74

Кухонный комбайн. Назначение.

1

Просмотр презентации: «Помощники на
кухне»;
Отгадывание загадок

Знать (понимать) оборудование.
Организация рабочего места «Оборудование
кухни» Работа по картинкам в парах кухни
Различение газовой и электрической плиты
Стремление к знаниям правил техники
безопасности при работе с газовой и
электрической плитами; уметь соблюдать
правила техники безопасности при работе с
газовой плитой
Знать (понимать) что такое кухонный
комбайн и его назначение

75

Правила техники безопасности
при работе с кухонным
комбайном

1

Повторение за учителем правил техники
безопасности при работе с кухонным
комбайном

Принятие правил техники безопасности при
работе с кухонным комбайном

76

Мытье бытовых приборов,
электрической плиты.

1

Протирание посуды;
Игра: «Протираем посуду».

Уметь протирать бытовые приборы; уметь
выполнять доступные поручения

Знакомство с правилами поведения за
столом;
Разбор ситуации по картинкам;
Просмотр презентации: «Правила за столом»
Чтение правил этикета;
Просмотр презентации: «Сервировка стола»
Что такое Меню.
Составление меню для завтрака
Просмотр презентации: «Кулинарная
обработка продуктов»;
Работа по картинкам; Ответы на вопросы
Знакомство с правилами гигиены, чистоты,
порядка;
Просмотр презентации: «Санитарногигиенические требования на кухне»
Фрукты; Практическая работа по первичной
обработке фруктов;
Правила работы с одноразовым ножом;
Отгадывание загадок;
Беседа: «Овощи. Виды овощей»;
Первичная обработка овощей (мытье
продуктов. Чистка овощей);
Правила работы с одноразовым ножом
Резание одноразовым ножом;
Отгадывание загадок
Просмотр презентации: «Простые способы
нарезки овощей»; Практическая работа по
нарезке овощей

Знать (понимать) правила поведения за
столом. Уметь повторять правила поведения
за столом, разбирать ситуации по картинкам

Раздел 6. Приготовление пищи (27 час)
77

Правила поведения за столом.

1

7879

Сервировка стола, меню.

2

8081

Кулинарная обработка
продуктов: первичная и тепловая
обработки

2

8283

Санитарно-гигиенические
требования при приготовлении
пищи

8485

Фрукты. Виды фруктов.
Первичная обработка фруктов.
Правила работы с ножом

2

8687

Овощи. Виды овощей.
Первичная обработка овощей.
Правила работы с ножом

2

8889

Простые способы нарезки
овощей.

2

2

Стремление к знаниям правил этикета,
сервировки стола, меню; уметь с помощью
учителя составить меню для завтрака
Знать (понимать) кулинарную обработку
продуктов
Знать (понимать) что такое гигиена,
чистота, порядок
Знать (понимать) первичную обработку
фруктов. Уметь соблюдать гигиену, чистоту
и порядок; уметь с помощью учителя
работать с ножом
Знать (понимать) овощи, виды овощей,
первичную обработку овощей; знать
(понимать) правила работы с ножом; уметь
с помощью учителя мыть продукты, чистить
овощи, резать ножом
Знать (понимать) простые способы нарезки
овощей; уметь с помощью учителя нарезать
простым способом овощи

9091

Приготовление салатов из сырых
овощей.

2

Практическая работа по приготовлению
салата из сырых овощей;
Знакомство с рецептом салата; учимся
выбирать продукты;
Выполнение заданий по инструкции учителя
Практическая работа по приготовлению
салата из вареных овощей;
Знакомство с рецептом салата; учимся
выбирать продукты;
Выполнение заданий по инструкции учителя
Приготовление салатов из сырых и вареных
овощей: Мытье продуктов.
Чистка овощей. Резание ножом;
Выполнение заданий по инструкции учителя

9293

Приготовление салатов из
вареных овощей.

9495

Приготовление салатов из сырых
и вареных овощей

2

9697

Виды бутербродов. Простой
бутерброд.

2

Просмотр презентации: «Виды бутербродов»;
Вопросы и ответы

9899

Инвентарь и посуда при
приготовлении простого
бутерброда.

2

Показ инвентаря и посуды при
приготовлении простого бутерброда.
Составление рассказа на основе анализа,
зрительного восприятия.

100101

Соблюдение правил техники
безопасности при приготовлении
простого бутерброда.

2

Составляем правила техники безопасности
при приготовлении бутерброда

102103

Соблюдение последовательности
действий при приготовлении
простого бутерброда.

2

Обучение способности видеть, сравнивать,
обобщать, конкретизировать, делать
элементарные выводы;
Выполнение заданий по инструкции учителя

2

Знать (понимать) «Что такое рецепт, какие
продукты выбрать для салата»; уметь с
помощью учителя приготовить салат из
сырых овощей;
Знать (понимать) «Что такое рецепт, какие
продукты выбрать для салата»; уметь с
помощью учителя приготовить салат из
вареных овощей
Уметь с помощью учителя приготовить
салат из сырых и вареных овощей; уметь
резать сырые и вареные овощи ножом
Знать (понимать) что такое бутерброд, виды
бутербродов; уметь отвечать на вопросы
учителя
Знать (понимать) инвентарь и посуду при
приготовлении простого бутерброда
Уметь соблюдать правила техники
безопасности при приготовлении простого
бутерброда
Знать (понимать) соблюдение
последовательности действий при
приготовлении простого бутерброда

Раздел 7. Уход за одеждой (20 час)
104

Выбор одежды по назначению

1

Беседа: «Для чего нужна одежда? От чего
зависит выбор одежды?»

105

Рабочая одежда

1

Просмотр презентации: «Как возникла
рабочая одежда»

Знать (понимать) для чего нужна одежда и
от чего зависит выбор одежды; уметь
выбрать одежду по назначению; иметь
навыки самообслуживания
Знать (понимать) виды рабочей одежды,
какие качества рабочей одежды главные

106

Одежда для разных видов работ

1

Просмотр презентации: «Зачем люди
придумали форменную одежду»;
Работа на листочке с заданием: «Найди
форменную одежду для людей разных
профессий»

Знать (понимать) одежду для разных видов
работ; уметь найти форменную одежду для
людей разных профессий (милиционер,
врач, дворник, повар)

107

Правила хранения одежды

1

Просмотр презентации: «Правила хранения
одежды»

Принятие правила хранения одежды»; уметь
ухаживать за одеждой

108

Уход за одеждой

1

Беседа: «Способы ухода за одеждой»;
Практикум

Знать (понимать) способы ухода за
одеждой»

Беседа: «Почему ярлычки на одежде нельзя
срезать?»; Значение каждого ярлычка

Знать (понимать) знаки ухода за одеждой;
уметь с помощью взрослого определять
значение каждого ярлычка на одежде
Знать (понимать) приспособления и
средства для ручной стирки; уметь выбрать
приспособления и средства для стирки
Знать (понимать) режим ухода за изделием;
уметь распознать, что написано на ярлычках

109

Символы ухода за одеждой

1

110

Приспособления и средства для
ручной стирки

1

111

Режим ухода за изделием

1

112

Правила ручной стирки носков

1

Беседа: «Правила ручной стирки носков»;
Практикум

Принятие правила ручной стирки носков;
уметь определять, когда надо стирать носки
Знать (понимать) для чего нужна стирка;
уметь наполнять емкость водой, отмеривать
необходимое количество моющего средства,
стирать, выжимать
Принятие правила сушки носков после
стирки; уметь подвешивать носки

Беседа: «Приспособления и средства для
ручной стирки»; Работа на листочке с
заданием: «Что нужно для стирки?»
Беседа: «Режим ухода за изделием»; «От чего
зависит режим ухода за одеждой?» Показ
ярлычков

113

Ручная стирка.

1

Ручная стирка: наполнение ёмкости водой;
Отмеривание необходимого количества
моющего средства;
Выжимание белья; Практическая работа

114

Правила сушки носков после
стирки

1

Беседа: «Правила сушки носков после
стирки»; Практикум

115

Знаки стирки, отжима и сушки

1

116

Машинная стирка: различение
составных частей стиральной
машины.

1

Знакомство со знаками стирки, отжима и
сушки;
Работа по таблице, на листочке с заданием
Показ составных частей стиральной машины;
Экскурсия в школьную прачечную,
закрепление навыков

Знать (понимать) знаки стирки, отжима и
сушки; уметь работать по таблице
Иметь представление о машинной стирке,
различение составных частей стиральной
машины

117

Сортировка белья перед стиркой.

Сортировка белья перед стиркой (белое белье
отдельно от цветного)

Уметь сортировать белье перед стиркой

1

118

Закладывание и вынимание
белья из машины.

1

Практическая работа по машинной стирке:
закладывание белья

Уметь с помощью учителя закладывать
белье для стирки

119

Установка программы и
температурного режима.

1

Показ на стиральной машине: установка
программы и температурного режима.

Уметь с помощью учителя устанавливать
программу и температурный режим

120

Правила хранения грязного белья 1

Просмотр презентации: «Правила хранения
грязного белья»

Принятие правила хранения грязного белья;
уметь различать грязное белье от чистого

121

Соблюдение последовательности
действий при машинной стирке.

1

Соблюдение последовательности действий
при машинной стирке;
Работа с пиктограммами

122

Утюжка мелких вещей, ТБ при
работе с утюгом

1

Беседа: «ТБ при работе с утюгом»;
Утюжка мелких вещей детским утюгом

Принятие правил соблюдения
последовательности действий при
машинной стирке
Принятие правил ТБ при работе с утюгом;
уметь гладить мелкие вещи

123

Утюжка мелких вещей, ТБ при
работе с утюгом

1

Беседа: «ТБ при работе с утюгом»;
Утюжка мелких вещей детским утюгом

Принятие правил ТБ при работе с утюгом;
уметь гладить мелкие вещи

Просмотр презентации: «Правила
размещения и хранения обуви в шкафу»;
Работа по картинкам, пиктограммам
Показ презентации: «Уличная и домашняя
обувь»;
Воспитывать усидчивость и трудолюбие,
бережное отношение к обуви
Беседа: «Правила ухода за обувью»;
Мытье обуви из различных материалов
(резиновые сапоги, ботинки кожаные,
валенки)
Уход за уличной обувью: мытье грязной
обуви, вытирание ее тряпкой;
Сушка обуви; различение щетки для обуви,
крема для обуви; выполнение действий по
чистке обуви

Знать (понимать) правила размещения
обуви в шкафу; стремится к трудолюбию,
бережно относится к обуви
Узнавать (различать) уличную и домашнюю
обувь; уметь бережно относится к обуви.

Раздел 8. Уход за обувью (10 час)
124125

Правила размещения и хранения
обуви в шкафу

2

126

Различение уличной и домашней
обуви

1

127128

129

Правила ухода за обувью

Уход за уличной обувью

2

1

Принятие правил ухода за обувью; уметь
мыть обувь из различных материалов
Знать (различать) щетки для обуви, крема.
Уметь правильно ухаживать за обувью

130

Соблюдение последовательности
действий при мытье обуви.

1

Соблюдение последовательности действий
при мытье обуви: намачивание и отжимание
тряпки, протирание обуви влажной тряпкой,
протирание обуви сухой тряпкой.

131

Просушивание обуви.

1

Показ электрической сушки;
Просушивание обуви.

132

Соблюдение последовательности
действий при чистке обуви

133

Правила, которые помогают
сберечь обувь

1

1

Показ предметов чистки обуви (щетки,
обувной крем); Соблюдение
последовательности действий при чистке
обуви: открывание тюбика с кремом,
нанесение крема на ботинок, распределение
крема по всей поверхности ботинка,
натирание поверхности ботинка, закрывание
тюбика с кремом
Просмотр презентации: «Правила, которые
помогают сберечь обувь»;
Беседа: «Почему надо ухаживать за обувью и
убирать ее на место»

Знать (понимать) правила, которые
помогают сберечь обувь; уметь соблюдать
последовательность действий при мытье
обуви
Знать (понимать) правила, которые
помогают сберечь обувь; иметь
представление об электрической сушке;
уметь правильно сушить обувь
Знать (понимать) предметы чистки обуви;
уметь соблюдать последовательность
действий при чистке обуви

Знать (понимать) правила, которые
помогают сберечь обувь; уметь правильно
ухаживать за обувью

Раздел 9. Покупки (12 час)
134136

137138

139

Какие бывают магазины

3

Профессии людей, работающих в
2
магазине

Профессии людей, работающих в
1
магазине

Беседа: «Какие бывают магазины»;
Просмотр презентации: «Магазины»;
Работа с картинками, пиктограммами;
Беседа: «Профессии людей, работающих в
магазине» (продавец, кассир, грузчик,
уборщик)
Работа с картинками, пиктограммами;
Игра: «Магазин»
Беседа: «Профессии людей, работающих в
магазине» (продавец, кассир, грузчик,
уборщик)
Работа с картинками, пиктограммами;
Игра: «Что мы видим на витрине?»

Иметь представление о магазинах; уметь
узнавать(различать) отделы магазинов
(продукты, одежда, обувь, посуда, бытовая
техника)
Иметь представление о профессиях людей,
работающих в магазине; уметь
узнавать(различать) профессии людей,
работающих в магазине
Иметь представление о профессиях людей,
работающих в магазине; уметь
узнавать(различать) профессии людей,
работающих в магазине

140141

Планирование покупок.

2

142143

Планирование покупок

2

144

Выбор места совершения
покупок.

1

145

Выбор места совершения
покупок.

1

Работа с пиктограммами;
Практическая работа по планированию
покупок
Игра: «В магазине»;
Практическая работа по планированию
покупок.
Игра: «В магазине»;
Практическая работа по планированию
покупок
Практическая работа по выбору места
совершения покупок;
Работа с пиктограммами

Уметь планировать покупки

Знакомство с правилами безопасности при
уборке снега;
Коррекция зрительного восприятия на основе
упражнений в узнавании, различении
Коррекция практических навыков,
воспитание аккуратности и
самостоятельности
Коррекция практических навыков,
воспитание аккуратности и
самостоятельности

Стремление к знаниям техники
безопасности при работе с инструментами
для уборки снега

Уметь планировать покупки
Уметь планировать покупки
Уметь планировать покупки.

Раздел 10. Уборка территории (5 час)
146

Правила ТБ при работе с
инструментами для уборки снега

1

147148

Уборка территории. Уборка
снега.

2

149150

Уборка территории. Уборка
снега.

2

Уметь пользоваться лопатой и скребком при
уборке снега.
Уметь пользоваться лопатой и скребком при
уборке снега.

Раздел 11. Уход за комнатными растениями (4 час)
1

Беседа «Правила зимнего полива комнатных
растений»;
Просмотр презентации о цветах

Знать (понимать) правила зимнего полива
комнатных растений; уметь поливать цветы

Полив комнатных растений

1

Беседа «Как надо поливать растения зимой»;
Полив комнатных растений

Знать (понимать) как надо поливать
растения зимой

Уход за комнатными растениями

1

Беседа «Как надо ухаживать за комнатными
растениями»;
Просмотр картинок, журналов

Знать (понимать) от чего зависит уход за
комнатными растениями

151

Правила зимнего полива
комнатных растений

152
153

154

Удобрение для растений

1

Беседа «Как надо ухаживать за комнатными
растениями»;
Просмотр картинок, журналов

Знать (понимать) от чего зависит уход за
комнатными растениями

Уметь выбирать место для совершения
покупок; Работа с пиктограммами

Раздел 12. Покупки (16 час)
155156

Выбор места совершения
покупок.

2

Практическая работа по выбору места
совершения покупок;
Работа с пиктограммами

157

Отделы магазина, касса.

1

Просмотр презентации: «Магазин»

158

Отделы магазина, касса.

Работа с предметными картинками,
пиктограммами

Знать отделы магазинов, кассы

1

159

Взвешивание товара
Складывание покупок в сумку.

1

Игровые упражнения по взвешиванию товара
и складывание покупок в сумку

Уметь с помощью учителя взвешивать
товара и складывать покупки в сумку

160161

Взвешивание товара
Складывание покупок в сумку

2

Игровые упражнения по взвешиванию товара
и складывание покупок в сумку

Уметь с помощью учителя взвешивать
товара и складывать покупки в сумку

162

Расчет на кассе.

1

Просмотр презентация: «Расчет на кассе»;
Рисование копеечек, вырезание

Уметь с помощью учителя рассчитаться за
товар на кассе

163

Расчет на кассе.

1

Упражнения по расчету за товар на кассе;
Игра: «Мы в магазине».

Уметь с помощью учителя рассчитаться за
товар на кассе

164

Ориентация в расположении
отделов магазина, кассы

1

Просмотр презентации: «Продуктовый
магазин»;

Уметь ориентироваться в расположении
отделов магазина, кассы

Формирование представлений о том, откуда
берутся в быту различные вещи и продукты.
Просмотр презентации: «Супермаркет»;
Работа с карточками
Просмотр презентации: «Места хранения
продуктов»;
Игра: «Разложи продукты в места хранения»
Принятие правил хранения продуктов

Уметь ориентироваться в расположении
отделов магазина, кассы

Работа с предметными картинками;
Работа с пиктограммами

Принятие правил хранения продуктов

165

Нахождение нужного товара в
магазине.

1

166

Раскладывание продуктов в
места хранения

1

167

Места хранения продуктов.

1

Знать отделы магазинов, кассы

Уметь разложить продукты в места
хранения

168

Деньги

169

Экскурсия в продуктовый
магазин

1

170

Экскурсия в промтоварный
магазин

1

1

Беседа: «Введение понятия денег, как
необходимого атрибута процесса покупки
того или иного предмета (продукта питания,
одежды, инструмента)»;
Работа с предметными картинками;
Игра: «Мы расплачиваемся за товар в
магазине»
Беседа: «Правила поведения в магазине»
Ориентация в расположении отделов
магазина, кассы
Беседа: «Правила поведения в магазине»
Ориентация в расположении отделов
магазина, кассы

Знать (понимать) что такое деньги; уметь с
помощью взрослого расплачиваться за товар

Знать (понимать) расположения отделов в
магазине; уметь ориентироваться в
расположении отделов магазина
Знать (понимать) расположения отделов в
магазине; уметь ориентироваться в
расположении отделов магазина

Всего за учебный год: 170 часов
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Личностные и предметные планируемые результаты рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих
индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на
основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в СИПР что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным
компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психологопедагогический консилиум.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2017.- 181 с. – (Коррекционная
педагогика).
2.Живой мир. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/Н.Б.Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.-3-е изд.- М.:
Просвещение, 2018.-95 с.:ил.
3. Устная речь.6 класс: учеб.для спец. (коррекц) образоват. учреждений VIII вида/ С.В. Комарова.- М.: Просвещение, 2019.- 96 с.: ил.
4.Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития. 2018, № 4. 2018. 64 с.
5.Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2017.

6.Левченко И.Ю. Проблемы реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ в работе с детьми с тяжелыми
множественными нарушениями развития «Специальное образование». 2020, вып. 1 (57). 2020. 170 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/04/19/konspekt-uroka-po-domovodstvu-pomoshchniki-v
https://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/trud-tehnologija/konspekt-dlja-detei-s-ovz-uroka-po-predmetu-domovodstvo.html
https://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/trud-tehnologija/plan-konspekt-uroka-po-sbo-v-5-klase.html
https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-po-domovodstvu-po-tiemie-zdorov-ie-i-krasota-poniatiie-o-zdorovo.html
http://www.moisat.ru/publ/konferencija_quot_metodicheskie_razrabotki_quot/obuchenie_i_vospitanie_detej_s_narusheniem_intellekta/urok_domovodstva_v_6_klass
e_po_teme_pervichnaja_obrabotka_produktov_narezka/10-1-0-538


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».