Программа воспитания МБОУ СОШ №179 СОО 2023-2024 учебный год

Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся………………………………
1.2 Направления воспитания……………………………………………………..
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ………………………………
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации…………………………………………
2.2
Виды,
формы
и
содержание
воспитательной
деятельности………………………………….…
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение……………………………………………………………….
3.2 Нормативно-методическое обеспечение………………………………………........
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями…………………………………………………………………………....
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся……………………………………………
3.5 Анализ воспитательного процесса…………………………………………

Пояснительная записка.
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ № 179 разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и
Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
(Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229).
Программа воспитания
МБОУ СОШ № 179 основывается
на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего
образования,
соотносится
с
рабочими
программами
воспитания
для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального
образования.
Программа воспитания:
• предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в образовательной организации;
• разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
образовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов
родителей (законных представителей);
• реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания;
• предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских
базовых конституционных норм и ценностей;
• предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и
нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
Цель и задачи воспитания обучающихся.
Цель воспитания обучающихся в образовательной организации: развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
традиционных российских ценностей (жизни, достоинства, прав и свобод человека,
патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу,
высоких нравственных идеалов, крепкой семьи, созидательного труда, приоритета
духовного над материальным, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма,

взаимопомощи и взаимоуважения, исторической памяти и преемственности поколений,
единства народов России1), а также принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
-усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
-формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
-приобретение
соответствующего
этим
нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
-достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС СОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
-осознание российской гражданской идентичности;
-сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
-готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
-наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
-сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения
к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивное™, возрастосообразности.
Направления воспитания.
Программа воспитания
МБОУ СОШ № 179 реализуется в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС СОО и отражает готовность
обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт
деятельности на их основе, в том числе в части:
• Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и
субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам,
свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической
культуры.
• Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности.
• Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности,
доброты,
милосердия,
справедливости,
дружелюбия
и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.

• Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
• Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях.
• Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
• Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде
на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны,
защиты, восстановления природы, окружающей среды.
• Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
3 . 1 Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП СОО
установлены ФГОС СОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение
которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для
выполнения требований ФГОС СОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования.
Гражданское воспитание:
• осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
• сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе
исторического просвещения, сформированного российского национального
исторического сознания;
• проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского
государства, сохранять и защищать историческую правду;
• ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан;
• осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;

• обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и другие объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание:
• выражающий
свою
национальную,
этническую
принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу;
• сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
• проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам,
памятникам народов, проживающих в родной стране - России;
• проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание:
• проявляющий
приверженность
традиционным
духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого,
национального, конфессионального самоопределения;
• действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно- нравственных
ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий
неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих
этим ценностям;
• проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод
всех граждан;
• понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с
людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия
насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
• обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание:
• выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия;
• проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей,
умеющий критически оценивать это влияние;
• проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве;
• ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое
обустройство собственного быта.
• Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

• понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей;
• соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде;
• выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию,
соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни;
• проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда
для физического и психического здоровья;
• демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием;
• развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении,
в
разных
коллективах,
к
меняющимся
условиям
(социальным,
информационным, природным).
Трудовое воспитание:
• уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые
достижения российского народа;
• проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного
труда;
• участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в
семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе
оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения
законодательства Российской Федерации;
• выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
• понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и
трудиться в современном обществе;
• ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание:
• демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в
том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной
среде; выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе;
применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве;
• имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими
людьми.
Ценности научного познания:
• деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом своих интересов, способностей, достижений;
• обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание

значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности,
гуманитарном, социально-экономическом развитии России;
• демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений;
• развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Организация воспитательной деятельности опирается на школьный уклад,
сложившийся на основе согласия всех участников образовательных отношений
относительно содержания, средств, традиций, особенностей воспитательной
деятельности, выражающий самобытный облик школы, её «лицо» и репутацию в
окружающем социуме, образовательном пространстве.
Уклад задает и удерживает ценности, принципы и традиции воспитания,
нравственную культуру взаимоотношений, поведения участников воспитательного
процесса, взрослых и детских сообществ, в том числе за пределами школы, в сетевой
среде, характеристики воспитывающей среды в школе в целом и локальных
воспитывающих сред, воспитывающих деятельностей и практик. Привлечение
обучающихся и их родителей (законных представителей), работодателей,
представителей учреждений культуры и спорта, общественных и религиозных
организаций к проектированию и обсуждению уклада образовательной организации
может стать существенным ресурсом воспитания.
МБОУ СОШ № 179 расположена в посёлке Северка, что в 20 километрах от
Екатеринбурга, входит в муниципалитет города Екатеринбурга. В поселке проживает
чуть больше трёх тысяч жителей.
История нашей школы начинается с 1932 года. Изначально это было одноэтажное
деревянное здание с двумя классными комнатами. 52 ребёнка учились здесь только до
четвёртого класса. В таком виде школа просуществовала до 1961 года, после чего было
построено новое здание. До 1968 года школа имела статус восьмилетней. В 2023 число
учеников выросло до 487 человек.
НОО -12 классов – 247 обучающихся, ООО – 11 классов – 231 обучающихся, СОО – 2
класса – 9 обучающихся. На 24 класса - 18 классных руководителей (некоторые
педагоги занимают должность классного руководителя на два класса. Школа работает
в 2 смены. 1 смена с 8.00 до 13.00, 2-я смена с 14.10 до 19.00 часов.
МБОУ СОШ № 179 тесно сотрудничает с МБОУ ДОУ № 92 – проект «В школу
вместе», школа искусств № 8, КМЖ (Клуб по месту жительства) «Северка».
В школе обучается 110 детей из многодетных семей, 74 обучающихся из неполных
семей, 2 опекаемых ребенка, дети-инвалиды – 4 обучающихся.
Обучающиеся школы посещают 13 кружков по программам дополнительного
образования (включая программы ДО цифрового и гуманитарного профилей «Точка
роста» и Школьного спортивного клуба «Фортуна»)
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
(далее – Центр) создан в целях развития и реализации основных и дополнительных
общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного
профилей. Центр является структурным подразделением Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
179 (далее – Учреждение) и не является отдельным юридическим лицом.
Школьный спортивный клуб «Фортуна» является структурным подразделением МБОУ
СОШ № 179, реализующим внеучебную физкультурно-спортивную деятельность в
области «Физическая культура» и не является отдельным юридическим лицом.
Целью деятельности спортивного клуба является — способствовать формированию
потребности в здоровом образе жизни и систематических занятиях физической
культурой и спортом у обучающихся общеобразовательного учреждения, а также
развитие в МБОУ СОШ № 179 традиционных видов спорта.

Следует отметить, что в школе обучаются дети из семей разных уровней жизни.
Достаточно большой процент детей – из многодетных семей, неполных семей.
Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать
воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
В центре программы воспитания МБОУ СОШ № 179 находится личностное
развитие обучающихся в соответствии с ФГОС начального, основного и среднего
общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира.
Анализ сегодняшнего состояния системы российского образования показывает, что
главным
инструментом,
обеспечивающим
успешность
и
эффективность
проектируемых изменений, должна стать, поддерживаемая на государственном уровне,
практика формирования новых социальных отношений участников образовательного
процесса. При этом
сетевое взаимодействие в системе образования сегодня
рассматривается не только в рамках реализации ФГОС ООО (в части профильного
обучения и внеурочной деятельности), но и в более широком аспекте
совершенствования деятельности образовательных организаций. В связи с этим,
проанализировав процессы, происходящие в современной системе образования, мы
выделили следующие системные характеристики совершенствования сетевого
взаимодействия организаций общего и дополнительного образования: сетевые
партнеры, задачи, образовательные программы, способы (методы, приемы)
деятельности, комплекс условий, результаты сетевого взаимодействия.
Задача нашего учреждения - расширять круг сетевых партнеров из числа учреждений
общего, дополнительного или профессионального образования, учреждений других
ведомств с целью реализации программ дополнительного образования детей,
исследовательских проектов; создания
совместных досугово–образовательных
программ; проведения совместных акций, проектов, конкурсов, фестивалей и др.;
профессионального самоопределения. Работа в данном направлении ведется, мы
открыты для сотрудничества.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
2.2.1 Модуль «Урочная деятельность»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей
к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.
2.2.2 Модуль «Внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Я – волонтер»,
«Основы компьютерной грамотности», «Хочу все знать». Кружки русского языка и
математики, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Историкикраеведы», направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности
школьников.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности
«Бадминтон», «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Мини-футбол», «Настольный теннис»,
«Олимпийская зачетка» направленные на физическое развитие школьников, развитие
их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Общеинтеллектуальная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности
«Информатика в играх и задачах», «Проектная деятельность» «Лего-конструирование»
«Развитие
математических
способностей»,
«Робототехника»,
«Финансовая
грамотность» направленные на самостоятельное приобретение обучающимися нового
знания или нового алгоритма приобретения знаний, творческих подходов к
организации познавательной деятельности.
Социальная деятельность. Курсы внеурочной деятельности «Финансовая
грамотность, «Киноклуб»» направленные направлена на поддержку, развитие
личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека.
2.2.3 Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;

работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся
или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных
дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны,
– вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них,
а с другой,
– установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к
личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. Классные часы:
тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным
датами, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способствующие
расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие
лучше узнать и полюбить свою Родину;
игровые,
способствующие
сплочению
коллектива,
поднятию
настроения,
предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные, направленные на устранение
конфликтных ситуаций в классе, Школе, позволяющие решать спорные вопросы;
организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу;
здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме,
ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.
- сплочение коллектива класса через:
игры и тренинги на сплочение и командообразование;
однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и
родителями;
празднования в классе дней рождения детей,включающие в себя подготовленные
ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и
розыгрыши;
внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а
также (при необходимости) – со школьным психологом;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, ВУЗа и
дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить;
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных

бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года
вместе анализируют свои успехи и неудачи;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на
себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями (формы):
- «Узкий круг». Беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с
целью оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией Школы и учителямипредметниками;
- Родительское собрание. Организация родительских собраний (тематических,
организационных, аналитических, итоговых, комбинированных, совместно с
учителями-предметниками, совместно с детьми), проводимых в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; родительский комитет.
Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении школой и решении вопросов воспитания и обучения детей; вебинар.
Привлечение родителей (законных представителей) к просмотру вебинаров
воспитательной направленности, Всероссийского родительского собрания;
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения
их детей;
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями
и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса
и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной
от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
2.2.4 Модуль «Основные школьные дела»
Основные школьные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума:
- патриотическая акция «Бессмертный полк»; Медиа- проект «Письмо памяти»,

- экологические акции «Посади своё дерево», «Собери макулатуру – сохрани дерево»,
«Экозабота» - акция по сбору батареек;
На школьном уровне.
1. Общешкольные дела, связанные с развитием воспитательной составляющей учебной
деятельности.
- «День Знаний» – традиционный общешкольный праздник, состоящий из серии
тематических классных часов, экспериментальных площадок. Особое значение этот
день имеет для учащиеся 1-х и 11-х классов, закрепляя идею наставничества, передачи
традиций, разновозрастных межличностных отношений в школьном коллективе.
«Защита проектов» способствует развитию умений и навыков проектной деятельности,
обмену опытом (между учащимися, педагогами), формированию творческого
мышления, навыков и опыта самостоятельной работы, ответственному отношению в
процессе создания индивидуально- и коллективно значимого результата (продукта).
- «День самоуправления» - традиционное общешкольное мероприятие, где
старшеклассники выполняют роль учителя в школе и проводят уроки.
- «Метапредметные недели» - циклы тематических мероприятий (игры, соревнования,
конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием условий для формирования и
развития универсальных учебных действий и повышением интереса к обучению в
целом.
-Единый День профилактики правонарушений в школе-(помимо профилактических
мероприятий с обучающимися, проводится встреча родителей и обучающихся с
представителями Управления образования, КДН и ЗП, ПДН);
2. Общешкольные дела, направленные на усвоение социально-значимых знаний,
ценностных отношений к миру, Родине, создание условий для приобретения опыта
деятельного выражения собственной гражданской позиции
- «День солидарности в борьбе с терроризмом» – цикл мероприятий (общешкольная
линейка, классные часы, выставки детских рисунков, уроки мужества), направленный
на формирование толерантности, профилактику межнациональной розни и
нетерпимости; доверия, чувства милосердия к жертвам терактов, а также ознакомление
учащихся с основными правилами безопасного поведения.
- Цикл дел, посвящённых Дню Победы- участие в митинге с возложением цветов, в
акции «Бессмертный полк»; классные часы; выставки рисунков «Я помню, я
горжусь…»; конкурс чтецов «Строки, опаленные войной…»; уроки мужества),
направленных на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа;
уважения к ветеранам
- «Волонтерские акции»- Отряд Волонтеров-медиков, регулярно проводит различные
мероприятия для обучающихся: занятия по оказанию первой медицинской помощи.
3. Общешкольные дела, направленные на создание условий для накопления опыта
самореализации в различных видах творческой, спортивной, художественной
деятельности, позитивной коммуникации
- спортивные мероприятия школьного клуба «Фортуна» – комплекс соревнований
На уровне классов:
1. Актуализация общешкольной жизни на уровне классов осуществляется путем
формирования чувства сопричастности каждого к жизнедеятельности школы путем
организации само- и соуправления.
На уровне основного и среднего образования – через создаваемый совет класса,
который отвечает за участие в общешкольных делах, информирование о делах
школьной жизни путем делегирования ответственности отдельным представителям
классного самоуправления.
2. Система традиционных дел в классах, составляющих ядро воспитательной работы,
имеющих общешкольное значение:
- Создание классного уголка со сменной информацией;
- Издание электронных газет о жизни класса («Мои летние каникулы", «Знакомьтесь –
это мы», «Вот и стали мы на год взрослее» и т.д.) , сотрудничество со школьной
газетой;
- «Посвящение в первоклассники» – торжественная церемония, символизирующая
приобретение ребенком своего нового социального статуса – школьника;

- «Прощание с Букварём» – традиционная церемония в первых классах;
- «День именинника» – мероприятие, направленное на сплочение классного коллектива,
на уважительное отношение друг к другу через проведение различных конкурсов.
Классный час «День матери» – развитие нравственно-моральных качеств ребенка через
восприятие литературных произведений; развитие в детях чувства сопереживания,
доброго сочувственного отношения к матери, воспитание уважения к материнскому
труду, любви к матери.
На индивидуальном уровне.
Вовлечение каждого ребенка в ключевые дела школы и класса в одной из возможных
для него ролей осуществляется через советы соуправления, где распределяются зоны
ответственности, даются разовые посильные поручения.
Оказание индивидуальной помощи и коррекция поведения ребенка осуществляется
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
примером, предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы; организацию
разновозрастного наставничества.
Создание условий для реализации индивидуального участия детей в конкурсах
различного уровня: помощь в подготовке конкурсных материалов, создание портфолио,
оформление проектов.
При необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле
на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
2.2.5. Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий реализуются
через:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными
партнёрами общеобразовательной организации;
внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на
предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением
их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции,
слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
2.2.6 . Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ СОШ № 179, при условии
ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация,
которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок
школьников на учебные и вне учебные занятия;

размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с
разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми ит.п.);
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся
разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих
разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и
тихого отдыха;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и
творческие способности и создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий
образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек,
творческих вечеров, выставок, собраний, конференций ит.п.);
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного
костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в
повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников,
торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в
жизни организации знаковых событий;
регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков пришкольной территории;
акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.
2.2.7 Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в
…………….осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:
общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов;
Дни «открытых дверей», во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных
представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогов.
На уровне класса:
классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и
социализации детей их класса;
Дни «открытых дверей», во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;

классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса;
социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а
также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
работа «Совета профилактики» по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри
классных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей (законных представителей).
2.2.8 Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность,
самостоятельность,
ответственность,
трудолюбие,
чувство
собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Учащимся младших и подростковых классов не
всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское
самоуправление иногда и на время может реализовываться через детско-взрослое
самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется:
На уровне школы:
• через деятельность выборного Совета обучающихся школы, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
• через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
• через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, походов и т.п.);
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса
в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел,
штаб работы с младшими ребятами);
• через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций
по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т.п.
2.2.9 Модуль «Профилактика и безопасность»
Модуль «Профилактика и безопасность» реализуется через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы. Для каждого класса разработан
перечень классных часов в рамках данного модуля, представленный в и
индивидуальных планах воспитательной работы.

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:
− «Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования
толерантного отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу;
− Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры общения
(коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое мнение,
отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки;
− Реализация интегрированной программы «Мой выбор», направленной на позитивное
отношение к ЗОЖ;
− Реализация программ дополнительного образования направленных на формирование
ценностного отношения к своему здоровью, расширение представления учащихся о
здоровом образе жизни формировать потребность в соблюдении правил здорового
образа жизни, о здоровом питании, необходимости употребления в пищу. продуктов,
богатых витаминами, о рациональном питании.
На индивидуальном уровне:
− Консультации, тренинги, беседы, диагностику. Выявление факторов, оказывающих
отрицательное воздействие на развитие личности и способствующие совершению им
правонарушений.
− Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной самооценки,
развитие познавательной и нравственно-эстетической и патриотической культуры, в
формировании навыков самопознания, развитии коммуникативных и поведенческих
навыков, навыков саморегуляции и др.
− Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления проблем.
− Психодиагностическое обследование ребенка: определение типа акцентуаций
характера, уровня познавательного развития, выявление интересов ребенка, уровня
тревожности, особенности детско-родительских отношений и др.
− Организация психокоррекционной работы.
− Оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона воспитания
ребенка. Процесс формирования опыта безопасного поведения у школьников является
важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного процесса воспитания
будет более продуктивным при включении учеников младшего звена в разнообразные
формы внеклассной и учебной деятельности.
2.2.10 Модуль «Социальное партнерство»
Социальные партнеры учреждения: детский сад №92 (проект «В школу вместе»),
Уральский учебно-опытный лесхоз УГЛТУ, расположенный в поселке Северка,
КМЖ – клуб по месту жительства «Северка»
Детская школа искусств № 8
ВВПОД «Юнармия»
Самым значимым партнером являются родители, являющиеся активными участниками
образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школой родительский комитет; они включены в состав инициативной группы,
разрабатывающей программу развития учреждения, модели самоуправления, являются
непосредственными организаторами и участниками экскурсий, поездок, праздников,
мастер – классов, спортивных соревнований, диспутов, совместных мероприятий.
Таким образом, социальное партнерство учреждения заключается в обмене опытом, в
совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в
сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды. Такая
деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса,
позволяет детям получить социальный опыт и способствует формированию их
мировоззрения.
Благодаря расширению социальных партнеров учреждению удаётся решать
приоритетные задачи образовательной сферы:
• Модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
• Повышение качества образования;
• Развитие личности и социализация воспитанников и учащих.
Модуль 2.2.11. «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных
проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить
школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную
составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
• профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональнойдеятельности;
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых
дверей в средних специальных учебных заведениях и ВУЗах;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в
сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие
в мастер-классах, посещение открытых уроков(«Проектория»);
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках
курсов дополнительного образования.
Модуль. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые
знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в
походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков
самостоятельности
и
ответственности,
формирования
у
них
навыков
самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени,
сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих
видов и форм деятельности:
• ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников в период осенних каникул;
• регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах
их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк» и т.п.);
• выездные экскурсии в музей, на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк.
2.2.12.Модуль «Детские объединения»

На базе школы действует объединение отряд Юнармейцев, Движение первых, ШСК
«Фортуна»
Название детского объединения
Содержание деятельности
Волонтерский отряд «Факел»
Организация общественно полезных дел,
дающих детям возможность получить
важный для их личностного развития опыт
деятельности, направленной на помощь
другим людям, своей школе, обществу в
целом; развить в себе такие качества как
забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать
других (посильная помощь пожилым
людям; совместная работа с учреждениями
социальной сферы, участие школьников в
работе на прилегающей к школе территории
и др.)
Реализация мероприятий, направленных на
сохранение памяти о подвиге народа во
время ВОВ, оказание посильной помощи
ветеранам.
Уход за памятником
Отряд юных инспекторов движения
Поддержка и развитие в детском
объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности
с
другими
его
членами,
чувство
причастности к тому, что происходит в
объединении (реализуется посредством
введения особой символики детского
объединения,
проведения
ежегодной
церемонии посвящения в члены детского
объединения, проведения традиционных
дел).
- Участие в соревнованиях, конкурсах,
фестивалях и мероприятиях, проводимых в
рамках детского творчества.
- Проведение массово-разъяснительной
работы по пропаганде безопасности
дорожного
движения
(изготовление
буклетов)
Школьный спортивный клуб «Фортуна»
Участие
в
организации
спортивных
событий и соревнований. Представление
школы на соревнованиях различного
уровня.
Движение первых
Российское движение детей и молодежи
"Движение первых" (РДДМ "Движение
первых") — общероссийское общественногосударственное
движение
детей
и
молодежи, создано и действует в
соответствии с Федеральным законом от 14
июля 2022 года № 261-ФЗ.
В цели РДДМ "Движение первых" входит:
- содействие проведению государственной
политики в интересах детей и молодежи;
- содействие воспитанию детей, их
профессиональной
ориентации,
организации досуга детей и молодежи;
- создание равных возможностей для

всестороннего развития и самореализации
детей и молодежи;
- подготовка детей и молодежи к
полноценной жизни в обществе, включая
формирование их мировоззрения на основе
традиционных российских духовных и
нравственных ценностей, традиций народов
Российской
Федерации, достижений
российской и мировой культуры, а также
развитие у них общественно значимой и
творческой
активности,
высоких
нравственных качеств, любви и уважения к
Отечеству,
трудолюбия,
правовой
культуры,
бережного
отношения
к
окружающей среде, чувства личной
ответственности за свою судьбу и судьбу
Отечества перед нынешним и будущими
поколениями;
- развитие различных форм детского и
молодежного самоуправления, социальной
и гражданской активности и включение
детей и молодежи в общественную жизнь.
Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:
• организацию общественно полезных дел, направленные на помощь другим
людям, своей школе, развить в себе такие качества как забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Это посильная
помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, участие школьников в
работе на прилегающей к школе территории ;
• организацию общественно полезных дел, направленных на помощь другим
людям, своей школе, городу, развить в себе такие качества как внимание, забота,
уважение, умение сопереживать, умение общаться;
• мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых
участников, проводят театрализованные представления, игры, викторины и
праздники.
участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном
движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Воспитательный процесс обучающихся школы осуществляют администрация школы,
классные руководители, педагоги-предметники, социальный педагог
Наименование должности (в соответствии Функционал, связанный с организацией и
со штатным расписанием)
реализацией воспитательного процесса
Директор школы
управление
воспитательной
деятельностью;
создание
условий,
позволяющих
педагогическому
составу
реализовать
воспитательную деятельность;
- формирование мотивации педагогов к
участию в разработке и реализации
разнообразных
образовательных
и
социально значимых проектов;
- организационно-координационная работа
при
проведении
общешкольных

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Социальный педагог

воспитательных мероприятий;
регулирование
воспитательной
деятельности в ОО;
– контроль за исполнением управленческих
решений по воспитательной деятельности в
ОО (в том числе осуществляется через
мониторинг
качества
организации
воспитательной деятельности в ОО)
стимулирование
активной
воспитательной деятельности педагогов
проведение
анализа
итогов
воспитательной деятельности в ОО за
учебный год;
планирование
воспитательной
деятельности в ОО на учебный год,
включая календарный план воспитательной
работы на учебный год;
информирование
о
наличии
возможностей для участия педагогов в
воспитательной деятельности;
-организация
повышения
психологопедагогической квалификации работников;
-участие обучающихся в районных и
городских, конкурсах и т.д.;
организационно-методическое
сопровождение
воспитательной
деятельности педагогических инициатив;
- создание необходимой для осуществления
воспитательной
деятельности
инфраструктуры;
-развитие сотрудничества с социальными
партнерами;
– формирование и развитие коллектива
класса;
– создание благоприятных психологопедагогических условий для развития
личности,
самоутверждения
каждого
обучающегося, сохранения неповторимости
и
раскрытия
его
потенциальных
способностей;
– формирование здорового образа жизни;
– организация системы отношений через
разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
– защита прав и интересов обучающихся; –
организация
системной
работы
с
обучающимися в классе;
–
гуманизация
отношений
между
обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
–
формирование
у
обучающихся
нравственных
смыслов
и
духовных
ориентиров;
–
организация
социально-значимой
творческой деятельности обучающихся
-анализ
ситуаций
жизнедеятельности
школьников;

Педагоги-предметники

-разработка
мер
по
социальнопедагогической поддержке детей в
процессе образования;
-проектирование программ формирования у
учащихся социальной компетентности,
социокультурного опыта;
разработка
мер
по
социальнопедагогическому сопровождению
обучающихся в трудной жизненной
ситуации;
- разработка мер по профилактике
социальных девиаций среди детей;
- планирование совместной деятельности с
институтами
социализации
в
целях
обеспечения позитивной социализации
обучающихся;
- осуществление комплекса мероприятий,
направленных на воспитание, образование,
развитие и социальную защиту личности в
образовательном
учреждении и по месту жительства
учащихся;
- осуществление обучения и воспитания
обучающихся с учетом их психологофизиологических
особенностей
и
специфики преподаваемого предмета, и
требований ФГОС;
- формирование общей культуры личности,
социализации, осознанного выбора и
освоения образовательных программ;
-осуществление комплекса мероприятий по
развитию у обучающихся познавательной
активности,
самостоятельности,
инициативы, творческих способностей,
формированию
гражданской
позиции,
способности к труду и жизни в условиях
современного
мира,
формированию
культуры здорового и безопасного образа
жизни.

Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в
реализации рабочей программы воспитания. Мероприятия по подготовке кадров:
сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших на
работу педагогических работников (работа школы наставничества);
индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в том числе
и по вопросам классного руководства);
контроль оформления учебно-педагогической документации;
проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и
другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся;
участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам
воспитания;
участие в работе городских и региональных методических объединений
представление опыта работы школы;
участие в работе постоянно действующего методического семинара по духовнонравственному воспитанию.

С 2022г в школе введена должность Советника директора по воспитательной
работе по инициативе Министерства просвещения
3.2 Нормативно-методическое обеспечение.
Воспитательная работа школы строится на основе следующих нормативных
документах:
на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг., № 996-р и
Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования" (Зарегистрирован 13.07.2023 № 74229)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования"(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228)
Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года №
АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в
соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 23.06.2022г. № 3/22).
Кроме того, в школе разработаны следующие нормативные локальные акты по
воспитательной
работе:
должностные инструкции педагогических работников по вопросам воспитательной
деятельности,
- Положение о классном руководстве,
- Положение «папка классного руководителя»
- Положение о Совете обучающихся
- Положение о Совете родителей
- Положение о внешнем виде обучающихся (школьная форма)
- Положение о ШМО «Классный руководитель»
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями.
На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих строится
как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда
обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни
детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность
демонстрации уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися,
родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая
общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы,
взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует

опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого
обучающегося
в
социальной
ситуации
его
развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации
развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни
класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку
и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
• налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
• формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
• построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
В настоящее время в ОО, получает образование примерно 2% детей с ОВЗ и
детей инвалидов во всех уровнях образования. Дети ОВЗ и инвалиды получают
образование, на равных, со всеми школьниками, создана благоприятная
доброжелательная среда. Эти дети находятся под пристальным контролем классных
руководителей, и социально-психологической службы. Они имеют возможность
участвовать в различных формах жизни детского сообщества: в работе органов
самоуправления, волонтерского отряда, участвовать в конкурсных мероприятиях
онлайн и офлайн, в школьных праздниках. Обеспечивается возможность их участия в
жизни класса, школы, событиях группы. Таким образом, формируется их личностный
опыт, развивается самооценка и уверенность в своих силах, опыт работы в команде,
развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации
его развития.
Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:
• налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с
окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе;
• формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
• построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого обучающегося с ОВЗ;
• активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к
воспитанию обучающихся с ОВЗ;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в
развитии и содействие повышению уровня их педагогической, психологической,
медико-социальной компетентности;
• индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.
• на личностно-ориентированный подход в организации всех видов детской
деятельности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
• формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями
с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому
состоянию методов воспитания;
• создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;

• личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активно жизненной
позиции обучающихся.
В школе применяются следующие формы поощрения:
- похвальный лист «За отличные успехи в учении»;
- похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
- награждение благодарностями за активное участие в школьных делах и/или в
конкретных проявлениях активной жизненной позиции;
- награждение почетными грамотами и дипломами за победу или призовое место с
указанием уровня достижений обучающихся в различных школьных конкурсах и
викторинах;
- награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными
письмами за хорошее воспитание детей;
-включение в группу для подъема и спуска Государственного флага Российской
Федерации.
Кроме того, практикуется такая форма поощрения проявлений активной
жизненной позиции обучающихся и социальной успешности, как благотворительная
поддержка. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов
и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школе
воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных
форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной
поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Использование всех форм поощрений, а также привлечение благотворителей (в том
числе из родительского сообщества), их статус, акции, деятельность, соответствуют
укладу школы, цели, задачам, традициям воспитания, могут согласовываться с
представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия
на воспитывающую среду, взаимоотношения в школе.
Ведение
портфолио
отражает
деятельность
обучающихся
при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке
родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может
включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия
в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий,
работ и другого, участвовавшего в конкурсах). Кроме индивидуального портфолио
возможно ведение портфолио класса. Рейтинги формируются через размещение имен
(фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов
в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями.
3.5 АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Анализ
воспитательного процесса
осуществляется
в
соответствии
с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровне среднего общего образования, установленными
ФГОС СОО.
Основным
методом
анализа
воспитательного
процесса
в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной
работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения
с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование
анализа
воспитательного
процесса
включается
в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
• взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
• приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие

деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками,
обучающимися и родителями;
• развивающий
характер
осуществляемого
анализа
ориентирует
на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися,
коллегами, социальными партнёрами);
• распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие –
это результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса (предложенные
направления
можно
уточнять,
корректировать,
исходя
из особенностей уклада, традиций, ресурсов образовательной организации,
контингента обучающихся и другого).
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим
обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или
педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание
педагогических
работников
сосредоточивается
на вопросах:
• какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год;
• какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
• какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
• состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом
(при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей
(законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются
вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу):
• реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
• организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
• деятельности классных руководителей и их классов;
• проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
• внешкольных мероприятий;
• создания и поддержки предметно-пространственной среды;

• взаимодействия с родительским сообществом;
• деятельности ученического самоуправления;
• деятельности по профилактике и безопасности;
• реализации потенциала социального партнёрства;
• деятельности по профориентации обучающихся;
• и другое, по дополнительным модулям.
Итогом
самоанализа
является
перечень
выявленных
проблем,
над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора
по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной
работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются
педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в
общеобразовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».