Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Школьный театр. 2023 г

1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………............................3

1.
2.

Основные характеристики образования................................................................................... 7
2.1. Объем программы .................................................................................................................... 7
2.2. Планируемые результаты курса.............................................................................................. 7
2.3. Содержание дополнительной общеразвивающей образовательной программы ............... 8

3. Организационно-педагогические условия и формы аттестации ............................................ 11
3.1. Учебный план ........................................................................................................................... 11
3.2. Календарный учебный график………………………………………………………12
3.3. Рабочая программа …………………………………………..………………………12
3.4. Система
условий
реализации
дополнительной
общеразвивающей
образовательной программы……………………...………………………………………...19
4. Оценочные и методические материалы……………………………………..…………20
5. Приложения…………………………………………………………………………..…...22

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«СТС - северская театральная студия» использованы следующие нормативно-правовые
документы:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4.09.2014 № 1726-р).
3. Санитарно-эпидемиологические требовании к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН
2.4.3648-20 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2);
4. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
5. Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. (№093242)
6. Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и
корректировки общеобразовательных программ»
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н;
8. Стратегия развития воспитания Свердловской области до 2025г.;
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва
"Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
10. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы.
11. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от
11.06.02 № 30-15-433/16).
12. Конвенция ООН о правах ребенка.
13. Устав МБОУ СОШ № 179
Дополнительная общеразвивающая программа «СТС – северская театральная студия»
имеет художественную направленность и предполагает общекультурный уровень освоения
знаний и практических умений.
Новизна программы «СТС – северская театральная студия» состоит в системнокомплексном подходе к театральному образованию обучающихся через использование
методов театральной педагогики и образовательных инновационных технологий: личностноориентированного подхода, применением игровых и здоровьесберегающих технологий
новых информационных технологий, проектной деятельностью. Программа строит занятия
на развивающей основе театральных игр и этюдов, актерских тренингов, творческих
заданий, театрализаций.
Целесообразность программы состоит во включении механизма воспитания каждого
члена коллектива. Занятия театральным искусством включает в работу физический,
эмоциональный, интеллектуальный аппарат человека. Программа способствует подъему
духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего
общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. В основе
программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей
развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма,
пластики движений.
Актуальность. Театрализованная деятельность представляет собой органический
синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает
в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует
развитию эстетического восприятия окружающего мира, фантазии, воображения, памяти,
3

познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с
ними.
Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся качеств,
которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои
мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия.
Педагогическая целесообразность. Театрализованная деятельность представляет
собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского
мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале
отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира,
фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и
готовности к взаимодействию с ними.
Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся качеств,
которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои
мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия.
Отличительные особенности данной программы.
Театр как вид искусства является средством познания жизни, но и школой
нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность –
предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей,
так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во
взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями
танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как
возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного,
пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и
познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают
психологической адаптации ребенка в коллективе. В театральной деятельности каждый
ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к
персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и
актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться
координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной
близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства,
обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе
творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и
взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.
Цель:
развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы обучающихся,
овладение навыками общения посредством театрального искусства.
Задачи:
Воспитательные:
1.
воспитывать у детей чувство ответственности;
2.
воспитывать чувство саморегуляции и самоконтроля;
3.
воспитывать у детей коммуникабельность;
4.
воспитывать у детей организаторские способности;
5.
воспитывать у детей художественный вкус;
6.
воспитывать у детей активность, трудолюбие.
Развивающие:
1.
развивать вкус к чтению и любовь к литературе;
2.
развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
3.
развивать способность определять основную мысль и сверхзадачу
4

литературного произведения;
4.
развивать способность формулировать мысли, умение слушать музыку;
5.
развивать образное видение.
Обучающие:
1.
обучить детей основам театральной деятельности;
2.
познакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, с устройством зрительного зала и сцены;
3.
обучить приемам выразительности речи;
4.
обучить основам коллективной творческой работы;
5.
обучить детей умению выступать на сцене и концентрировать внимание.
Планируемые результаты реализации образовательной программы: Личностные
результаты:
1.
сформированное чувство вкуса к чтению и любовь к литературе;
2.
сформированное умение создавать образы с помощью жеста и мимики;
3.
сформированное умение определять основную мысль и сверхзадачу
литературного произведения;
4.
сформированное умение формулировать мысли, умение слушать музыку;
5.
сформированное умение развивать образное видение.
Метапредметные результаты:
1.
сформированное чувство ответственности;
2.
сформированное чувство саморегуляции и самоконтроля;
3.
сформированное умение планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей, условиями её реализации;
4.
сформированные умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
5.
сформированные умения коммуникабельности;
6.
сформированный художественный вкус;
7.
сформированные активность и трудолюбие.
Предметные результаты:
1.
владение основами театральной деятельности;
2.
сформированное умение понимать театральную терминологию, виды
театрального искусства;
3.
уверенное знание устройства зрительного зала и сцены;
4.
сформированное умение владеть приемами выразительной речи;
5.
сформированное умение творчески работать в коллективе;
6.
сформированное умение выступать на сцене и концентрировать внимание.
Сроки реализации.
Данная программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет
(учащихся 1-5 классов).
Программа «СТС - северская театральная студия» реализуется в течение одного года
обучения в объёме 340 учебных часа, три раза в неделю по 3 часа.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл
познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте
вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы
направлена на получение навыков актерского мастерства. Особенности организации
образовательного процесса для различных категорий учащихся характеризуются учетом их
психолого-педагогических особенностей, особых образовательных потребностей.
Условия набора учащихся в коллектив:

5

Набор производится на основе собеседования, на котором определяется уровень
подготовленности учащегося. Для этого ему предлагается выполнить ряд упражнений на
выразительность чтения:
•
дети должны иметь навык беглого чтения текста, основы выразительного
чтения;
•
должны представлять формы работы актера театра;
•
должны знать основы быстрого запоминания, уметь оперировать памятью.
Условия формирования групп: группа разновозрастная.

6

2.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1.ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ
Программа «СТС - северская театральная студия» реализуется в течение одного года
обучения в объёме 340 учебных часа, три раза в неделю по 3 часа.
2.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1.
сформированное чувство вкуса к чтению и любовь к литературе;
2.
сформированное умение создавать образы с помощью жеста и мимики;
3.
сформированное умение определять основную мысль и сверхзадачу
литературного произведения;
4.
сформированное умение формулировать мысли, умение слушать музыку;
5.
сформированное умение развивать образное видение.
Метапредметные результаты:
1.
сформированное чувство ответственности;
2.
сформированное чувство саморегуляции и самоконтроля;
3.
сформированное умение планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей, условиями её реализации;
4.
сформированные умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
5.
сформированные умения коммуникабельности;
6.
сформированный художественный вкус;
7.
сформированные активность и трудолюбие.
Предметные результаты:
1.
владение основами театральной деятельности;
2.
сформированное умение понимать театральную терминологию, виды
театрального искусства;
3.
уверенное знание устройства зрительного зала и сцены;
4.
сформированное умение владеть приемами выразительной речи;
5.
сформированное умение творчески работать в коллективе;
6.
сформированное умение выступать на сцене и концентрировать внимание.

7

2.3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с особенностями театрального искусства.
Инструктаж по охране труда № 1.
Теория: Вводное занятие. Знакомство с особенностями театрального искусства.
Инструктаж по ОТ.
Раздел 2. «Театральная игра»
Теория:
•
«Театры России» – знакомство по иллюстрациям, книгам, видеоматериалам;
•
Изучение театральных терминов. «Культура зрителя»;
•
Понятия «театр», «театрализованная игра», «театрализованная деятельность»,
«игра драматизация», «режиссерская игра», «виды театра».
Практика:
В раздел включены основные темы:
•
Вводные упражнения. Психофизический тренинг.
•
Обучение навыкам действий с воображаемыми предметами.
•
Развитие умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
•
Работа над этюдами.
•
Импровизация на свободную тему.
Практическая работа.
Игры: «идём в театр»; «о чём рассказала театральная программа»; «волшебная
корзинка»;
«покупка театрального билета» и т.д.
Раздел 3. «Культура и техника речи»
Это раздел программы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, умения владеть правильной артикуляцией, чёткой
дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.
•
«Сценическая речь» и ее задачи.
•
Формирование четкой грамотной речи.
•
Работа над голосовым аппаратом, координацией движений, чувство ритма,
свобода мышц шеи.
•
Умение вежливо общаться, развивать навыки и умение сотрудничать в
коллективе.
•
Знаки препинания. Логические паузы. Логическое ударение.
•
Работа над прямой речью в рассказе.
•
Работа над дыханием.
•
Тренировка мышц дыхательного аппарата.
•
Смешенное дыхание. Работа над стихотворным текстом.
•
Прозаический текст.
•
Прозаический текст. Диалог. Монолог.
Теория:
•
Проблема слова.
•
Речевая техника.
•
Постановка дикции, дыхания, голоса.
•
Орфоэпия, звуковая сила голоса.
Практическая работа
Все упражнения условно можно разделить на три вида:
1.
Дыхательные и артикуляционные упражнения;
2.
Дикционные и интонационные упражнения;
3.
Творческие игры со словом.
Упражнения:
8

1.
Дыхательные и артикуляционные: «мыльные пузыри»; «шарик и насос»;
«мотоцикл»
«звонок»; «одуванчик»; «торт»; «резиновые игрушки»; «весёлый пятачок»;
«зарядка для губ»;
«зарядка для языка»; «пила»; «кошка сердится»; «насос»; «пчела»; «комар»;
«метель»; «дрель»;
«больной зуб»; «капризуля»; «колокольчики»; «колыбельная»; «перебрось».
2.
Дикционные и интонационные: «дрессированные собачки»; «птичий двор»;
«эхо»;
«чудо-лесенка»; «самолёт»; «летний день»; «в лесу»; «в зоопарке»; «весёлые стихи».
3.
Творческие игры со словом: «волшебная корзинка»; «вкусные слова»; «сочини
предложение»; «похожий хвостик»; «фантазии о …»; «ручной мяч»; «сочини сказку»;
«вопрос - ответ»; «диалог»; «моя сказка».
Раздел 4. «Работа над спектаклем»
Работа над мимикой, жестами, пантомима, «вживание» в образ. Переход к тексту
пьесы: работа над этюдами. Предлагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных
персонажей. Закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями
декораций и реквизита. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита
(можно условными), с музыкальным оформлением. Музыкальная репетиция. Сбор
реквизита. Генеральная репетиция.
Задачи:
•
учить сочинять этюды по сказкам, басням;
•
развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
•
учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и
выделять их голосом;
•
развивать умение пользоваться интонацией, выражающими разнообразные
эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, жалобно, презрительно
и т. п.);
•
пополнять словарный запас, образный строй речи.
Этапы работы над спектаклями:
•
Выбор пьесы для инсценировки и обсуждение её с детьми;
•
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
•
Работа над отдельными эпизодами в форме этюда с импровизированным
текстом;
•
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов. Создание
совместно с детьми эскизов декораций и костюмов героев;
•
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
•
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических
условиях; закрепление отдельных мизансцен;
•
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и
реквизита, с музыкальным оформлением;
•
Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и
декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену
декораций и реквизита.
Раздел 5. «Ритмопластика»
Ритмическая пластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные,
пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных
психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего
тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Практическая работа:
9

Игры: «муравьи»; «кактус и ива»; «пальма»; «мокрые котята»; «штанга»; «самолёт и
бабочки»; «буратино и пьеро»; «насос и надувная кукла»; «снеговик»; «баба Яга»; «конкурс
лентяев»; «гипнотизёр»; «не ошибись»; «ритмический этюд»; «поймай хлопок»; «голова или
хвост»; «считалочка»; «как живёшь?»; «шея есть, шеи нет»; «медведи в клетке»;
«осьминог»;
«ёжик»; «змей»; «пантеры»; «марионетки»; «скульптор»; «чудо-юдо из яйца»; «кто на
картинке?»;
«зёрнышко»; «цыплята»; «утро»; «умирающий лебедь»; «факир и змей»;
«снегурочка»; «город роботов»; «танцующий огонь».
Раздел 6. «Музыкальное развитие»
Знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках
будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы, помогают детям найти
соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизировали движения
под музыку, самостоятельно отмечали наиболее удачные находки. Затем они двигались,
превращаясь в какой- либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая
друг за другом.
Раздел 7. «Показ спектаклей»
Планируется постановка спектаклей: Новогодний спектакль, Ярмарка и т.д

10

3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный
план,
реализующий
настоящую
дополнительную
общеразвивающую
образовательную программу (далее - учебный план), определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, практики и
иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации.
Учебный план:
–
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
–
определяет (регламентирует) перечень учебных курсов и время, отводимое на их
освоение и организацию.

1.

Учебный план (360 часов)
Количество часов
№ Название раздела/темы
Всего
теори практика
я
Вводное занятие Знакомство с
особенностями театрального
3
3
искусства.
Инструктаж по ОТ № 1.

Формы
промежуточной
аттестации и
контроля
Опрос, беседа

2.

«Театральная игра»
«Культура и техника речи»

211

30

181

3.

«Работа над спектаклем»

105

66

39

опрос, беседа игра,
тренинг, этюд,
пантомима, работа с
текстом
беседа, репетиции

4.

«Ритмопластика»

18

-

18

игра, этюд, танец

5.

«Показ спектаклей»

3

-

3

показ спектаклей

340

99

241

ИТОГО

11

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
Год
Дата
окончания
Всег
обучения
начала
обучения по о учебных
обучения по
программе
недель
программе
1 год,
гр. №1
04.09
23.05
34

3.2.

Колич
ество
учебных
часов
340

Режим
занятий
3 раза в
неделю по 3 часа

Режим работы в период школьных каникул
Занятия проводятся по утвержденному расписанию или по временному расписанию,
составленному на период каникул, в форме экскурсий, работы творческих групп, сборных
творческих групп, выездов и т.п.
3.3.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Первый год обучения
Задача: развить ритмическое и музыкальное восприятие, научить использовать паузы в
движении, формирование правильной осанки, сохранение эластичности мышц посредством
упражнений на пластику и растяжку.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1

2
3
4
5
6
7
8

9

10

11

Дата

Тема занятий
Вводное занятие. Знакомство
с особенностями театрального
искусства.
Инструктаж по ОТ
Вводные упражнения.
Психофизический тренинг.
Вводные упражнения.
Психофизический тренинг.
Обучение навыкам действий с
воображаемыми предметами
Обучение навыкам действий с
воображаемыми предметами
Обучение навыкам действий с
воображаемыми предметами
Обучение навыкам действий с
воображаемыми предметами
«Сценическая речь» и ее
задачи. Формирование четкой
грамотной речи.
«Сценическая речь» и ее
задачи. Формирование четкой
грамотной речи.
«Сценическая речь» и ее
задачи. Формирование четкой
грамотной речи.
«Сценическая речь» и ее
задачи. Формирование четкой
грамотной речи.

Кол-во
часов
3

Примечание

3
3
3
3
3
3
3

3

3

3

12

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22
23
24

25

26

27

Работа над мимикой,
жестами, пантомима,
«вживание» в образ. Переход
к тексту пьесы: работа над
этюдами.
Работа над мимикой,
жестами, пантомима,
«вживание» в образ. Переход
к тексту пьесы: работа над
этюдами.
Работа над мимикой,
жестами, пантомима,
«вживание» в образ. Переход
к тексту пьесы: работа над
этюдами.
Работа над мимикой,
жестами, пантомима,
«вживание» в образ. Переход
к тексту пьесы: работа над
этюдами.
Предлагаемые обстоятельства
и мотивы поведения
отдельных персонажей
Предлагаемые обстоятельства
и мотивы поведения
отдельных персонажей
Предлагаемые обстоятельства
и мотивы поведения
отдельных персонажей
Предлагаемые обстоятельства
и мотивы поведения
отдельных персонажей
Закрепление отдельных
мизансцен. Репетиция
отдельных картин с деталями
декораций и реквизита
Закрепление отдельных
мизансцен. Репетиция
отдельных картин с деталями
декораций и реквизита
Репетиция
Репетиция
Развитие умения создавать
образы с помощью мимики,
жеста, пластики.
Развитие умения создавать
образы с помощью мимики,
жеста, пластики.
Развитие умения создавать
образы с помощью мимики,
жеста, пластики.
Закрепление отдельных

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3
3
3

3

3

3
13

28

29

30

31
32
33
34
35
36
37
38
39

40

41

42
43
44
45

46

мизансцен. Репетиция
отдельных картин с деталями
декораций и реквизита
Закрепление отдельных
мизансцен. Репетиция
отдельных картин с деталями
декораций и реквизита
Репетиция отдельных картин
с деталями декораций и
реквизита (можно
условными), с музыкальным
оформлением. Музыкальная
репетиция. Сбор реквизита
Репетиция отдельных картин
с деталями декораций и
реквизита (можно
условными), с музыкальным
оформлением. Музыкальная
репетиция. Сбор реквизита
Ритмопластика
Ритмопластика
Ритмопластика
Репетиция
Репетиция
Изучение театральных
терминов
Изучение театральных
терминов
Изучение театральных
терминов
Работа над голосовым
аппаратом, координацией
движений, чувство ритма,
свобода мышц шеи.
Работа над голосовым
аппаратом, координацией
движений, чувство ритма,
свобода мышц шеи.
Работа над голосовым
аппаратом, координацией
движений, чувство ритма,
свобода мышц шеи.
Прозаический текст
Прозаический текст
Прозаический текст
Закрепление отдельных
мизансцен. Репетиция
отдельных картин с деталями
декораций и реквизита
Закрепление отдельных
мизансцен. Репетиция
отдельных картин с деталями

3

3

3

3
3
3
3
3
3
3
3
3

3

3

3
3
3
3

3

14

47

48
49
50
51
52
53

54

55

56

57

58
59
60
61

62

63

64

65

66

декораций и реквизита
Репетиция отдельных картин
с деталями декораций и
реквизита (можно
условными), с музыкальным
оформлением. Музыкальная
репетиция. Сбор реквизита
Ритмопластика
Ритмопластика
Ритмопластика
Репетиция
Репетиция
«Театры России» –
знакомство по иллюстрациям,
книгам, видеоматериалам
«Театры России» –
знакомство по иллюстрациям,
книгам, видеоматериалам
«Театры России» –
знакомство по иллюстрациям,
книгам, видеоматериалам
Закрепление отдельных
мизансцен. Репетиция
отдельных картин с деталями
декораций и реквизита
Закрепление отдельных
мизансцен. Репетиция
отдельных картин с деталями
декораций и реквизита
«Культура зрителя»
«Культура зрителя»
«Культура зрителя»
Умение вежливо общаться,
развивать навыки и умение
сотрудничать в коллективе
Умение вежливо общаться,
развивать навыки и умение
сотрудничать в коллективе
Умение вежливо общаться,
развивать навыки и умение
сотрудничать в коллективе
Закрепление отдельных
мизансцен. Репетиция
отдельных картин с деталями
декораций и реквизита
Закрепление отдельных
мизансцен. Репетиция
отдельных картин с деталями
декораций и реквизита
Репетиция отдельных картин
с деталями декораций и
реквизита (можно

3

3
3
3
3
3
3

3

3

3

3

3
3
3
3

3

3

3

3

3

15

67

68
69
70
71
72
73

74

75

76

77

78

79

80

условными), с музыкальным
оформлением. Музыкальная
репетиция. Сбор реквизита
Репетиция отдельных картин
с деталями декораций и
реквизита (можно
условными), с музыкальным
оформлением. Музыкальная
репетиция. Сбор реквизита
Музыкальное
развитие
Музыкальное
развитие
Музыкальное
развитие
Репетиция
Репетиция
Понятия «театр»,
«театрализованная игра»,
«театрализованная
деятельность», «игра
драматизация»,
«режиссерская игра», «виды
театра»
Понятия «театр»,
«театрализованная игра»,
«театрализованная
деятельность», «игра
драматизация»,
«режиссерская игра», «виды
театра»
Понятия «театр»,
«театрализованная игра»,
«театрализованная
деятельность», «игра
драматизация»,
«режиссерская игра», «виды
театра»
Знаки препинания.
Логические паузы.
Логическое ударение.
Знаки препинания.
Логические паузы.
Логическое ударение.
Знаки препинания.
Логические паузы.
Логическое ударение.
Закрепление отдельных
мизансцен. Репетиция
отдельных картин с деталями
декораций и реквизита
Закрепление отдельных

3

3
3
3
3
3
3

3

3

3

3

3

3

3
16

81

82

83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94

95

96
97
98
99

мизансцен. Репетиция
отдельных картин с деталями
декораций и реквизита
Репетиция отдельных картин
с деталями декораций и
реквизита (можно
условными), с музыкальным
оформлением. Музыкальная
репетиция. Сбор реквизита
Репетиция отдельных картин
с деталями декораций и
реквизита (можно
условными), с музыкальным
оформлением. Музыкальная
репетиция. Сбор реквизита
Репетиция
Репетиция
Работа над этюдами
Работа над этюдами
Работа над этюдами
Работа над прямой речью в
рассказе
Работа над прямой речью в
рассказе
Работа над прямой речью в
рассказе
Тренировка мышц
дыхательного аппарата
Тренировка мышц
дыхательного аппарата
Тренировка мышц
дыхательного аппарата
Репетиция отдельных картин
с деталями декораций и
реквизита (можно
условными), с музыкальным
оформлением. Музыкальная
репетиция. Сбор реквизита
Репетиция отдельных картин
с деталями декораций и
реквизита (можно
условными), с музыкальным
оформлением. Музыкальная
репетиция. Сбор реквизита
Музыкальное
развитие
Музыкальное
развитие
Импровизация на свободную
тему.
Импровизация на свободную
тему.

3

3

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

3

3
3
3
3
17

100
101
102
103
104

105
106
107
108
109
110
111
112
113

Импровизация на свободную
тему.
Работа над дыханием
Работа над дыханием
Работа над дыханием
Репетиция отдельных картин
с деталями декораций и
реквизита (можно
условными), с музыкальным
оформлением. Музыкальная
репетиция. Сбор реквизита
Прозаический текст. Диалог.
Монолог
Прозаический текст. Диалог.
Монолог
Смешенное дыхание. Работа
над стихотворным текстом.
Смешенное дыхание. Работа
над стихотворным текстом.
Репетиция
Репетиция
Генеральная репетиция
День Семейного Отдыха
Показ спектаклей
Подводим итоги года

3
3
3
3
3

3
3
3
3
3
3
3
3
4
ИТОГО:
340 ч.

18

3.4.СИСТЕМА
УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Настоящая дополнительная общеразвивающая образовательная программа «СТС»
реализуется за счет обеспечения современной материально-технической базой.
Материально-техническая база МБОУ СОШ № 179 приведена в соответствие с задачами по
обеспечению реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы,
необходимого учебно-материального оснащения образовательной деятельности и созданию
соответствующей образовательной и социальной среды.
Учебные помещения обеспечены комплектами оборудования для реализации программы,
включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью, офисным
оснащением и необходимым инвентарем.
Размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, активной
деятельности, отдыха обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой
режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий,
обеспечивают возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и
деятельности для всех участников образовательных отношений, соответствуют СанПиН.

19

4. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
4.1.ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочные материалы
Периодичность выявления, фиксации и предъявления результатов обучения:
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального
уровня знаний и умений, возможностей детей и определения способностей.
Формы контроля:
•
педагогическое наблюдение;
•
выполнение практических заданий педагога.
Диагностика проводится с каждым ребенком индивидуально. Данные педагог заносит
в информационную карту.
Критерии оценки:
1
балл - нестабильное, неубедительное воплощение художественного образа.
Слабо выраженная актерская игра. Неубедительная речь. Скованность сценического
движения. Неубедительное раскрытие авторского замысла при исполнении роли.
2
балла - достаточно убедительное воплощение художественного образа.
Достаточно выразительная актерская игра. Хороший уровень владения техникой речи.
Хорошее сценическое движение при исполнении образа. Раскрытие авторского замысла при
исполнении роли.
3
балла - безупречное воплощение художественного образа. Яркость,
выразительность, эмоциональность актерской игры. Высокий уровень владения техникой
речи. Разнообразная динамика сценического движения. Полное раскрытие авторского
замысла при исполнении роли.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для
отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных
качеств учащихся.
Формы контроля:
•
педагогическое наблюдение;
•
опрос;
•
беседа;
•
практическое занятие;
•
просмотр работ;
•
репетиции;
•
выступление.
Формы фиксации: данные педагог заносит в информационную карту.
Промежуточная аттестация предусмотрена два раза в год (декабрь, май) с целью
выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Формы контроля:
•
опрос;
•
беседа;
•
практическое задание (работа над литературным произведением)
•
просмотр индивидуальных творческих работ (басня, стихотворение, проза,
этюд)
•
выступление.
Критерии, по которым оценивается выступления выделяются:
1.
память;
2.
артистичность, выразительность, эмоциональность;
3.
музыкальность;
4.
техника исполнения номера.
•
анализ участия коллектива и каждого обучающегося в концертах, праздниках,
фестивалях.
20

Диагностика уровня личностного развития учащихся проводится по следующим
параметрам: культура речи, умение слушать, умение выделить главное, умение планировать,
умение ставить задачи, самоконтроль, воля, выдержка, самооценка, мотивация, социальная
адаптация.
Итоги промежуточной аттестации педагог заносит в «Карту учета творческих
достижений» и в информационную карту, используя следующую шкалу:
Критерии оценки:
1
балл - нестабильное, неубедительное воплощение художественного образа.
Слабо выраженная актерская игра. Неубедительная речь. Скованность сценического
движения. Неубедительное раскрытие авторского замысла при исполнении роли.
2
балла - достаточно убедительное воплощение художественного образа.
Достаточно выразительная актерская игра. Хороший уровень владения техникой речи.
Хорошее сценическое движение при исполнении образа. Раскрытие авторского замысла при
исполнении роли.
3
балла - безупречное воплощение художественного образа. Яркость,
выразительность, эмоциональность актерской игры. Высокий уровень владения техникой
речи. Разнообразная динамика сценического движения. Полное раскрытие авторского
замысла при исполнении роли.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.
Формы контроля:
•
анализ участия каждого учащегося в творческих мероприятиях школы и
конкурсах;
•
итоговый концерт (является завершением курса обучения, призван показать
достижения детей за год; лучшие выступления и номера отбираются для участия в районных
и городских конкурсах, выставках, фестивалях).
К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и
инициативу выбора новой темы, индивидуальное выступление, награждение грамотами,
дипломами, благодарственными письмами, фотографированием для выставки объединения
«Литературно- музыкальная композиция 237».
В течение учебного года между воспитанниками проводятся различные конкурсы,
позволяющие сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным
темам. В рамках школы проходят тематические концерты.
Критерии оценки результативности обучения:
Низкий уровень – воспитанник умеет правильно повторить материал. Но недостаточно
овладел техникой речи, сценическим мастерством.
Средний уровень – воспитанник знает и понимает правила техники речи, получил и
освоил навыки актёрского и сценического мастерства, понимает задачи литературномузыкальной композиции, может применить знания их на практике, но иногда путается и
обращается за помощью.
Высокий уровень - ребенок знает и понимает поставленные творческие задачи
педагога, все задания способен выполнит, помогает другим и активно выступает в школьных
мероприятиях.
Формы фиксации результатов итоговой диагностики: данные педагог заносит в
диагностическую карту.

21

Приложение №1
Приложение
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
оценки знаний, умений и навыков учащегося
Название образовательной программы: Театральная студия
ФИО педагога
Год обучения
Дата проведения
Результаты исследования:
учебный год

Сценическая
практика

Вера в
вымысел

Пластическая
выразительнос

Теоретическ Практические навыки
ие знания

Техника речи

№ п/ Фамилия,
п
Имя
учащегося

Знания,
умения,
навыки
(средни
балл)

Уровень
й

1.
2.
3.
4.
5.
Средний балл по
группе
Критерии оценки практических навыков включают в себя 4 основных показателя:
1.
Техника речи. Занятия по технике речи проводятся на протяжении всего
обучения по образовательной программе. Через мастерство речи актер передает зрителю
внутренний мир, психологические и бытовые черты характера персонажа. Для этого актеру
необходимо владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объемом голоса,
развитием
дыхания,
четкостью
и
ясностью
произношения,
интонационной
выразительностью.
2.
Пластическая
выразительность.
В
основе
общей
актерской
выразительности – лежит пластичность, то есть способность мгновенного восприятия и
отражения внутреннего самочувствия во внешней технике. К средствам пластической
выразительности относятся: жест, мимика, походка, положения тела.
3.
Вера в вымысел. Сценическая вера актера является следствием
убежденности, с которой актер осуществляет свое сценическое поведение. Это глубокое
внутреннее состояние актера, поддерживающее веру в действительность и важность того,
что происходит на сцене, в естественность того, что он ощущает.
4.
Сценическая практика. Это репетиционный процесс постановочной
работы, который объединяет, использует и координирует все практические навыки,
приобретаемые учащимися в процессе освоения всех разделов образовательной программы.
Оценочные баллы: 5 (отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно); 2
(неудовлетворительно)
Каждый показатель оценивается по пятибальной шкале, итоговый результат развития
знаний, умений и навыков учащихся рассматривается как среднее по всем выделенным
22

показателям, что определяет общий уровень развития (освоения) актерских и
исполнительских навыков и умений учащегося.
Низкий уровень (0-1) - нестабильное, неубедительное воплощение художественного
образа. Слабо выраженная актерская игра. Неубедительная речь. Скованность сценического
движения. Неубедительное раскрытие авторского замысла при исполнении роли.
Средний уровень (2-3) - достаточно убедительное воплощение художественного
образа. Достаточно выразительная актерская игра. Хороший уровень владения техникой
речи. Хорошее сценическое движение при исполнении образа. Раскрытие авторского
замысла при исполнении роли.
Высокий уровень (4-5) - безупречное воплощение художественного образа. Яркость,
выразительность, эмоциональность актерской игры. Высокий уровень владения техникой
речи. Разнообразная динамика сценического движения. Полное раскрытие авторского
замысла.

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».