Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Бумагомоделирование_2023

Содержание
1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной общеразвивающей дополнительной
программы…………………………………………………………...3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………3
1.2. Учебно-тематический план программы дополнительного образования………6
1.3. Содержание программы дополнительного образования……………………… 9
1.4. Планируемые результаты………………………………………………………..14
2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………………….15
2.1. Календарный учебный график…………………………………………………..15
2.2. Условия реализации программы………………………………………………...16
2.3. Форма аттестации (контроля)……………………………………………………17
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………………...18
2.5. Методическое обеспечение программы………………………………………...19
3. Список литературы, электронные образовательные ресурсы…………………...20

2

1. Комплекс основных характеристик общеобразовательной общеразвивающей
дополнительной программы
1.1. Пояснительная записка
Тяга к прекрасному – одно из самых естественных и древних свойств человеческой
натуры. Одним из материалов для создания изделий в декоративно-прикладном искусстве
является бумага. Оригами зародилось в Японии более тысячи лет тому назад. Это искусство,
привлекающее и взрослых, и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив
широкое распространение во многих странах. С древних времён и до наших дней было
придумано много разных способов обработки бумаги. Некоторые из них используются в
детском творчестве. Изготовление работ из бумаги приемами многократного складывания и
сгибания – увлекательное и полезное занятие для обучающихся.
Программа кружка «Бумагомоделирование» имеет художественно-техническую
направленность и призвана решать задачу развития логического, алгоритмического и
творческого мышления, а также способствовать формированию у обучающихся потребности в
получении дополнительных знаний в области художественно-технического конструирования.
По функциональному предназначению программа относится к общекультурной, имеет
стартовый уровень. Начальное бумагомоделирование – первая ступень в подготовке детей к
деятельности в области моделирования, заключающейся в воспроизведении объектов
окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе в соответствии со
схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
Настоящая дополнительная общеразвивающая образовательная программа разработана
на основании следующих нормативно-правовых документов:
• Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» в новой редакции;
• Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);
• Приказа Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
• Санитарно-эпидемиологические требовании к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН
2.4.3648-20 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2);
• Письма Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
• Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02
№ 30-15-433/16);
• Устава МБОУ СОШ №179;
• Лицензии на осуществление образовательной деятельности;
• Локальных актов МБОУ СОШ № 179.
Новизна программы состоит в том, что содержание дополнено использованием
современных техник, таких как киригами, модульное оригами, кусудама, складывание по
Паттерну. Киригами - это искусство складывания фигурок из бумаги, это разновидность
3

техники оригами, но, в отличие от последней, в киригами допустимо использование ножниц и
клея. Само название техники говорит об этом: оно происходит от двух японских слов: киру резать и ками - бумага. Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в
отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько
листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического
оригами, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Кусудама - (с
японского — «лекарственный шар»), техника создания фигур в виде шара из заранее
сложенных бумажных фрагментов — модулей. Модули соединяются между собой методом
сшивания или склейки и могут быть как одного цвета, так и разных.
Паттерн (англ. устаревший термин «развёртка») — один из видов диаграмм оригами,
представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Паттерн
бывает удобен для описания сложной модели, когда обычная запись бывает слишком
громоздкой. Более существенно, однако, то, что паттерны стали использоваться при
проектировании современных сверхсложных моделей, подняв искусство оригами до небывалых
высот реализма
Актуальность программы заключается в том, что её реализация отвечает задачам,
поставленным Федеральным законом об образовании, программа обучает навыкам работы с
бумагой, умению обращаться с различными материалами и инструментами, совершенствовать
мелкую моторику рук. Занятия по программе развивают вкус ребёнка, чувство прекрасного,
побуждают его становиться творцом, совершенствуют личностные качества человека.
Подобная деятельность приобщает ребёнка к работе в коллективе, помогает прислушиваться к
мнению товарищей, сочетать свои интересы с интересами окружающих его людей.
Обучающиеся выполняют не только фигуры из бумаги, но и создают композиции из нескольких
фигур, деталей, дополняют их различными элементами декорирования. Программа тесно
связана с предметами общешкольного курса: математикой, геометрией, черчением,
технологией, историей, изобразительным искусством, информатикой. Такая деятельность
способствует развитию творческого потенциала обучающихся, его фантазии, художественного
вкуса. В то же время работа в коллективе создаёт соревновательный элемент творчества, что
способствует развитию более высокого профессионального уровня деятельности.
Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
использованием
современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы системнодеятельностный, мотивационный, личностно ориентированный. Бумагомоделирование имеет
большое значение в обучении детей, так как расширяет знания обучающихся об окружающем
мире, прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику.
Цель программы развитие способностей к творческому самовыражению,
самореализации через теоретическую и практическую деятельность декоративно-прикладным
творчеством (бумагомоделированием), логического, пространственного и образного мышления
обучающихся, зрительно-образной памяти художественно-творческих способностей через
освоение техники оригами, развитие первоначальных конструкторских умений.
Задачи:
воспитательные:
• научить содержать рабочее место в порядке;
• воспитать чувство личной ответственности;
• воспитать нравственные качества по отношению к окружающим;
• сформировать устойчивый интерес к искусству оригами;
• воспитать и развивать художественный вкус;
развивающие:
4

• развивать пространственное мышление;
• развивать мелкую моторику рук, точность движений;
• развивать концентрацию внимания;
• развивать коммуникативные способности;
• развивать память, воображение, аналитическое мышление;
• развить способность к конструктивному и художественному творчеству, используя
элементы техники «Оригами».
обучающие:
• дать представление об истории искусства оригами;
• дать представление об основных геометрических понятиях;
• познакомить обучающихся с различными приемами складывания бумаги в технике
оригами и условными обозначениями;
• понимать условные обозначения, используемые в оригами, читать чертежи;
• научить выполнять фигуры из бумаги.
Планируемые результаты – программа будет способствовать преодолению отклонений
в развитии интеллекта, а также будет являться профилактикой отклонений в становлении
отдельных сторон личности детей младшего школьного возраста. У обучающихся будут
сформированы следующие универсальные учебные действия: личностные, метапредметные,
предметные. В ходе освоения программы, обучающиеся в доступной форме, знакомятся:
• с историей возникновения и азбукой оригами, с мастерами оригами и их шедеврами,
изучают базовые формы создания моделей;
• с основными геометрическими понятиями: линия, точка, параллельность,
перпендикуляр, диагональ, линия симметрии, центр симметрии. С усложнением заданий,
обучающиеся знакомятся с такими понятиями, как геометрическое тело, грань, ребро, вершина,
центр симметрии и т д.;
• овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как
сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание и др.
Возрастная категория обучающихся: младшие школьники 7-11 лет (1-4 классы).
Состав группы: программа рассчитана для группы в количестве до 15 человек.
Объём программы - программа рассчитана на 68 часов.
Сроки реализации образовательной программы:
Программа «Бумагомоделирование» реализуется в течение 1 года (34 недели, 9
месяцев).
Режим занятий – количество занятий в неделю – 1. Занятия проводятся 1 раз по 2 часа
(40 минут - 1 академический час).
Формы работы:
• индивидуальная форма работы;
• беседа;
• практика;
• игры;
• консультации;
• информационные технологии.
Методы работы:

5

• наглядный (демонстрация иллюстраций, фотографий, образцов работ и предметов в
действительности);
• словесный (рассказ, беседа, объяснение);
• демонстрационный (последовательность выполнения работы);
• практический (применение приобретённых знаний в практической работе);
• репродуктивный (повторение пройденного материала);
• метод стимулирования деятельности (устное поощрение, участие в выставках).
Методы оценки уровня освоения программного материала.
• устная оценка работ педагогом в конце каждого занятия, где отмечается аккуратность,
тщательность выполнения промежуточных операций;
• проведение мини-выставки в объединении.
1.2. Учебно-тематический план программы дополнительного образования
Учебный план
Учебный план, реализующий настоящую дополнительную образовательную программу (далее учебный план), определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных курсов, практики и иных видов учебной деятельности, формы
промежуточной аттестации.
Учебный план:
–

фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

–

определяет (регламентирует) перечень учебных курсов и время, отводимое на их
освоение и организацию.
Учебный план (68 часа за учебный год)

Наименование курса

Количество часов в год
Всего

Курс «Бумагомоделирование»

68

В интересах детей с участием обучающихся и их семей на основе
представленного в данной дополнительной образовательной программы,
основой разработки индивидуальных учебных планов, для формирования
траектории развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов,
формы образования).

учебного плана,
может являться
индивидуальной
модулей, темп и

Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели.
№
п/п
1.
2.

Раздел программы
Вводное занятие. Техника
безопасности. Санитарногигиенические требования.
История возникновения оригами,
геометрии и оригаметрии.

Количество часов
Теория
Практика
Всего

Формы контроля

1

-

1

Педагогическое
наблюдение

0,5

1,5

2

Педагогическое
наблюдение
6

3.

4.

История бумаги. Знакомство с
различными видами бумаги,
определение качества бумаги, ее
свойств.
Техника складывания. Базовые
формы. Условные обозначения.
Геометрические фигуры.
Квадрат. Двойной квадрат.
Треугольник. Двойной
треугольник. Блин. Водяная
бомбочка. Бумажный змей. Рыба.
Дверь. Лягушка. Катамаран.

0,5

1,5

2

Педагогическое
наблюдение

1

3

4

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

5.

Оригами «Рубашка»-пакетик

-

1

1

6.

Оригами «Стаканчик»

-

1

1

7.

Оригами «Карандаш» закладка
для книги

-

1

1

8.

Оригами «Рыбка», варианты

-

1

1

9.

Оригами «Морда собаки»

-

1

1

10.

Оригами «Пингвин»

-

1

1

11.

Модуль «Трилистник»

0,5

1,5

2

12.

Модульное оригами «Кленовый
лист»

-

2

2

13.

Оригами «Осенний лист»

-

1

1

14.

Оригами «Мухомор»

-

1

2

-

2

2

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

2

-

1

1

-

2

2

Педагогическое
наблюдение

0,5

1,5

2

-

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Модульное оригами. Грибы на
осенних листьях
Оригами «Конверт с клапаном»,
варианты с аппликацией
Оригами «Уголок». Закладка для
книг
Оригами «Коробочка» простая
Оригами «Конверт
оригинальный»
Оригами «Печенье», Оригами
«Корзинка с ручками»
Оригами «Хлопушка»
Модульное оригами. Звезданавигатор. Звезда-навигатор со
спиралью.
Оригами «Пятиконечная звезда»
из пятиугольника
Оригами» Новогодний гном»

7

25.

Модульное оригами «Ёлочка»

-

2

2

26.

Оригами «Подвеска ромб»

-

1

1

27.

Киригами «Ёлочка» простая

-

1

1

28.

Оригами «Птичка Dove»

-

1

1

29.

Оригами «Голубь»

-

1

1

30.

Оригами «Гоночная машина»

-

1

1

31.

Оригами «Параход»

-

1

1

32.

Оригами «Коробочка-звезда»

-

1

1

33.

Оригами-сюрикен «4-х конечная
звезда ниндзя»

-

1

1

34.

Оригами «Конверт с сюрикеном»

-

1

1

35.

Кусудама «Цветной шар»

0,5

5,5

6

36.

Оригами «Сердце»

-

1

1

37.

Оригами «Сердце», закладка для
книг

-

1

1

38.

Оригами «Журавль»

-

1

1

39.

Паттерн «Конверт с листочком»

-

1

1

40.

Киригами pop-up «Линии»

0,5

2,5

3

41.

Оригами «Тюльпан», «Ирис»

-

1

1

42.

Модульное оригами «Сурикен 8миконечный», подвижный

-

2

2

43.

Оригами «Сердце со снежинкой»

-

2

2

44.

Модульное оригами «Объёмная
спираль»

-

2

2

45.

Итоговое занятие

-

1

1

5

63

68

ВСЕГО:

наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль.

8

1.3. Содержание программы дополнительного образования.
№
п/п

Разделы и темы

Содержание программы
Теория: Правила поведения во время занятия и в
перерыве
между
занятиями.
Организация
рабочего
места.
Техника
безопасности.
Санитарно-гигиенические требования.

1.

Вводное занятие. Техника
безопасности. Санитарногигиенические требования.

2.

Теория: Беседа о видах оригами, истории
возникновения. Основные типы оригами. Разбор
понятий оригами, геометрия, оригометрия и
других. Знакомство с бумагой для оригами и её
История возникновения оригами,
свойствами, фактурой. Способы работы с
геометрии и оригаметрии. История бумагой.
Понятие
–
шаблон.
Проверка
бумаги. Знакомство с различными остаточных знаний.
видами бумаги, определение
качества бумаги, ее свойств.
Практика:
Чертежные
инструменты,
их
назначение. Практическая работа с чертежными
инструментами. Изготовление простой модели
оригами по памяти (Квадрат Фребеля).

3.

Техника складывания. Базовые
формы. Условные обозначения.

Теория: Основные понятия: диагональ, пополам,
«гора», «долина». Базовые формы оригами.
Первоначальные понятия о схеме, чертеже.
Условные обозначения линий на схемах.
Специальные приёмы складывания бумаги.
Внутренняя обратная складка – два базовых
варианта. Загибание внутреннего клапана,
загибание угла. Внешняя обратная складка
Практика: Просмотр и изучение условных
обозначений
схемы
оригами,
просмотр
презентации,
сборка
простой
модели.
Складывание гармошкой, встречной складкой,
классической складкой. Расчет глубины складки.
Гофрировка.

4.

Геометрические фигуры. Квадрат.
Двойной квадрат. Треугольник.
Двойной треугольник. Блин.
Водяная бомбочка. Бумажный
змей. Рыба. Дверь. Лягушка.
Катамаран.

Теория: Знакомство с понятием «Геометрия»,
«Оригаметрия». Знакомство с чертежными
инструментами
(линейка,
карандаш)
и
канцелярскими
инструментами
(ножницы).
Свойства квадрата. Плоскость. Плоскостное
моделирование
и
конструирование.
Использование
чертежа
или
схемы.
Геометрический
практикум.
Изготовление
квадрата. Складывание квадрата. Деление
квадрата на равные части. Основные понятия:
сторона, угол, вершина угла, равные стороны,
диагональ, пересечение диагоналей - центр
квадрата. Использование чертежа или схемы.
Угол. Вершина угла. Прямой, острый, тупой
углы. Деление прямого угла Виды треугольников.
Основные
свойства.
Равносторонний
(правильный) треугольник. Базовые формы
9

«Треугольник», «Двойной треугольник». Ромб,
трапеция. Геометрический практикум. Сравнение
четырехугольников. Многоугольник. Знакомство
с правильным пятиугольником. Знакомство с
шестиугольником.
Практика: Сложить квадрат разными способами.
Деление стороны квадрата на 2,4.8 равных
частей.
Базовые
формы
«Треугольник»,
«Двойной треугольник», «Бумажный змей»,
«Катамаран», «Лягушка», «Рыба», «Дверь».
Изготовление фигур способом оригами.
5.

Оригами «Рубашка»-пакетик

Практика: Изготовление фигуры «Рубашка» по
схеме способом оригами.

6.

Оригами «Стаканчик»

Практика: Изготовление фигуры «Стаканчик» по
схеме способом оригами.

7.

Практика: Изготовление фигуры «Карандаш» по
способом
оригами.
Применение
Оригами «Карандаш» закладка для схеме
аппликации
для
украшения
закладки
книги
«Карандаш».

8.

Оригами «Рыбка», варианты

Практика: Изготовление фигур «Рыбка» по
схемам способом оригами. Украшение готовых
моделей с использование цветных карандашей и
фломастеров.

Оригами «Морда собаки»

Практика: Изготовление фигуры «Собака» по
схеме способом оригами. Украшение готовой
модели с использование цветных карандашей и
фломастеров.

Оригами «Пингвин»

Практика: Изготовление фигуры «Пингвин» по
схеме способом оригами. Украшение готовой
модели с использование цветных карандашей и
фломастеров.

9.

10.

11.

Модуль «Трилистник»

Теория: Повторение базовых форм, показ
трансформации одной формы в другую. Изучение
схемы сборки модуля оригами «Трилистник».
Практика: Изготовление модуля «Трилистник»
по схеме способом оригами.

12.

Модульное оригами «Кленовый
лист»

Практика: Изготовление модулей «Трилистник»
по схеме способом оригами. Сборка из модулей
оригами «Кленовый лист».

13.

Оригами «Осенний лист»

Практика: Изготовление фигуры
лист» по схеме способом оригами.

Оригами «Мухомор»

Практика: Изготовление фигуры «Мухомор» по
схеме способом оригами. Украшение фигуры
аппликацией (использование ножниц и клеякарандаша).

14.

«Осенний

10

Модульное оригами. Грибы на
осенних листьях

Практика: Изготовление модулей осенних
листов по схемам «Осенний лист» или
«Кленовый лист», изготовление фигур по схеме
«Мухомор».
Групповая
сборка
осенней
композиции.

Оригами «Конверт с клапаном»,
варианты с аппликацией

Практика: Чтение схемы сборки оригами
«Конверт
с
клапаном»
изготовление,
художественное
оформление.
Придумать
самостоятельно применение конверта.

Оригами «Уголок». Закладка для
книг

Практика:
Изготовление
игрушки,
художественное украшение модели, игра на
пальцах. Придумать краткое устное описание
получившейся игрушки.

18.

Оригами «Коробочка» простая

Практика: Изготовление фигуры оригами
«Коробочка». Самостоятельно придумать
применение полученного изделия.

19.

Практика: Чтение схемы сборки оригами
«Конверт
оригинальный»
изготовление,
Оригами «Конверт оригинальный» художественное
оформление.
Придумать
самостоятельно применение конверта.

20.

Оригами «Печенье», Оригами
«Корзинка с ручками»

Практика: Изготовление фигуры оригами
«Корзинка с ручками» и оригами «Печенье» для
подарка, придумать самостоятельно применение
полученных моделей.

21.

Оригами «Хлопушка»

Практика: Изготовление игрушки,
художественное украшение модели.

22.

Модульное оригами. Звезданавигатор. Звезда-навигатор со
спиралью

Практика: Изготовление новогодней поделки из
модулей оригами «Треугольник», подарок к
новому году. Групповая работа, изготовление
новогоднего украшения (гирлянды).

15.

16.

17.

23.

Оригами «Пятиконечная звезда»
из пятиугольника

Теория: Повторение техники безопасности при
работе с канцелярскими принадлежностями
(ножницы).
Просмотр
видео
инструкции
изготовления из квадрата пятиугольника и
модели «Пятиконечная звезда».
Практика: Групповая работа, изготовление
пятиугольника из квадрата по видео инструкции,
изготовление новогодней гирлянды из оригами.

24.

Оригами «Новогодний гном»

Практика: Пошаговое изготовление фигуры и
творческая работа «Новогодняя сказка о
гномике».

25.

Модульное оригами «Ёлочка»

Практика: Изготовление Новогодней открытки с
применением фигуры «Ёлочка».

26.

Оригами «Подвеска ромб»

Практика: Пошаговое изготовление фигуры для
украшения
новогодней
ёлки,
домашнего
11

интерьера.
Киригами «Ёлочка» простая

Практика: Изготовление фигуры в технике
киригами

Оригами «Птичка Dove»

Практика: Отработка навыков складывания
фигуры «Треугольник», изготовление по схеме
оригами «Птичка Dove».

29.

Оригами «Голубь»

Практика: Отработка навыков складывания
фигуры «Треугольник», изготовление по схеме
оригами «Голубь».

30.

Оригами «Гоночная машина»

31.

Оригами «Параход»

27.

28.

Практика: Изготовление трехмерного оригами
«Гоночная машина» по схеме. Художественное
оформление модели.
Практика: Изготовление трехмерного оригами
«Параход»
по
схеме.
Художественное
оформление модели.

32.

Оригами «Коробочка-звезда»

Практика: Изготовление фигуры оригами
«Коробочка-звезда». Самостоятельно придумать
применение полученного изделия.

33.

Оригами-сюрикен «4-х конечная
звезда ниндзя»

Практика:
Чтение
схемы
и
поэтапное
изготовление фигуры «4-х конечная звезда
ниндзя».

Оригами «Конверт с сюрикеном»

Практика: Чтение схемы и поэтапное
изготовление фигуры «Конверт с сюрикеном».
Самостоятельно придумать применение конверта.

34.

35.

Кусудама «Цветной шар»

Теория: Повторение техники безопасности при
работе с канцелярскими принадлежностями
(ножницы, клей-карандаш). Изучение схемы и
презентации по сборке модулей кусудамы. Выбор
и подготовка материалов: бумаги, ножниц, клея,
декора).
Практика: Изготовление по схеме модуля
кусудамы «Цветочный шар» (12 модулей из 5-ти
цветов), групповая сборка из моделей готовой
фигуры, художественное украшение изделия.

36.

Оригами «Сердце»

Практика:
Самостоятельное
изготовление
фигуры оригами «Сердце» по схеме.

37.

Оригами «Сердце», закладка для
книг

Практика:
Самостоятельное
изготовление
фигуры
оригами
«Сердце»
по
схеме,
художественное оформление закладки.

38.

Оригами «Журавль»

Практика: Самостоятельное изготовление
фигуры оригами «Журавль» по схеме и видео
инструкции.

39.

Паттерн «Конверт с листочком»

Практика: Самостоятельное изготовление
фигуры оригами «Конверт с листочком» по схеме
12

и видео инструкции.

40.

Киригами pop-up «Линии»

Теория: Повторение техники безопасности при
работе с канцелярскими принадлежностями
(канцелярский нож). Изучение шаблона и
инструкции для изготовления киригами.
Практика: Изготовление киригами открытки в
технике pop-up.

Оригами «Тюльпан», «Ирис»

Практика: Закрепление фигуры «Двойной
квадрат», изготовление фигур «Тюльпан» и
«Ирис» по схемам. Самостоятельно придумать
цветочную композицию.

42.

Модульное оригами «Сурикен 8миконечный», подвижный

Практика: Изготовление модулей для модели
«Сурикен 8-миконечный» по видео презентации,
сборка по схеме. Самостоятельно придумать
применение и художественное оформление
готового изделия.

43.

Оригами «Сердце со снежинкой»

Практика: Изготовление модели «Сердце со
снежинкой» по презентации.

Модульное оригами «Объёмная
спираль»

Практика: Изготовление модулей для модели
«Объёмная спираль» по видео презентации,
сборка по схеме. Самостоятельно придумать
применение готового изделия.

Итоговое занятие

Практика: Обсуждение приобретенных навыков
бумагомоделирования.
Показ
и
просмотр
портфолио
обучающегося.
Организация
выставки.

41.

44.

45.

13

1.4. Планируемые результаты.
По итогам освоения программы у обучающихся будут сформированы следующие
универсальные учебные действия:
Личностные:
• развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного
воображения;
• развитие конструкторского мышления, изобретательности, овладение умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• сформированность потребности в самостоятельной практической творческой
деятельности;
• умение работать в группе: распределять обязанности, учитывая возможности и
желания каждого, соблюдать справедливость, тактичность, проявлять активность, уметь
доказывать и убеждать, предлагать свои идеи;
• приобретение навыков проектной деятельности.
Метапредметные:
• сформированность познавательного интереса к геометрии, знания о способах решения
простых геометрических задач с помощью оригами;
• овладение первоначальными чертежными навыками;
• преобразование информации из одной формы в другую: находить и формулировать
решение геометрической задачи с помощью моделей оригами (предметных, рисунков,
чертежей, схем);
• овладение умением чтения схем, чертежей, использования общепринятых условных
обозначений в оригами и геометрии для создания моделей и решения учебных и практических
задач.
Предметные:
• историю развития оригами, виды, свойства бумаги, базовые формы оригами,
последовательность их изготовления, условные обозначения, применяемые в оригами и
геометрии;
• освоение практических умений следовать устным инструкциям педагога, умениям
читать чертежи, схемы, по которым складываются модели, применять в творческой
деятельности основ графической грамоты, первоначальных чертежных навыков;
• овладение навыками моделирования из бумаги, на основе знаний свойств бумаги;
• знание основных геометрических понятий, фигур и их свойств;
• умение использовать в речи общепринятые названия в области оригами и геометрии;
• освоение правил техники безопасности при работе с бумагой и инструментами.

14

2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
Программа рассчитана на 68 учебных часа.
Примерный календарный график
Начало
учебного года
04.09.2023

Окончание
учебного года
31.05.2024

Кол-во
учебных
недель
34

Кол-во
Продолжите Периодичность
часов в льность
занятий
год
занятий
68
2 часа
1 раз в неделю

Образовательная деятельность проводится во время учебного года. Учебный год
начинается с первого учебного дня текущего учебного года.
Продолжительность учебного года:
• с первого учебного дня текущего учебного года по 30 декабря
• с 09 января по 31 мая
Продолжительность зимних каникул:
• с 30 декабря по 08 января (10 календарных дней)
Продолжительность летних каникул:
• с 01 июня по 31 августа (92 календарных дня)
Промежуточная и итоговая аттестация не проводятся.

15

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Учебный кабинет оборудован согласно санитарно-гигиеническим требованиям, хорошо
освещен, для каждого ребенка отдельный стол – парта для работы;
2. Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется
мультимедийное оборудование;
3. Перечень необходимых материалов: бумага для оригами, писчая бумага, цветная бумага,
клей, линейка, цветные карандаши и фломастеры у каждого ученика;
4. Перечень необходимых инструментов – ножницы, инструмент для разглаживания сгибов
у каждого ученика;
5. Иллюстративный материал (фотографии, схемы, наглядно-дидактические пособия).

16

2.3. Форма аттестации (контроля).

На различных этапах обучения используются различные виды и формы контроля.
Форма предварительного контроля:
• устный опрос.
Формы текущего контроля:
• наблюдение, отмечается аккуратность, тщательность выполнения промежуточных
операций;
• устный опрос;
• самоконтроль;
• взаимоконтроль.
Формы промежуточного контроля:
• навыки работы с бумагой.
Итоговые формы контроля:
Формы подведения итогов реализации образовательного процесса (по завершению
процесса обучения):
• анализ работ;
• выполнение творческих работ;
• мини-просмотры работ;
• итоговые и открытые занятия;
• участие работ обучающихся в выставках, конкурсах различного уровня.
Текущая оценка знаний и умений обучающегося производится педагогом каждое
занятие в процессе наблюдения за деятельностью обучающихся. Также в процессе каждого
занятия обучающимися осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль. Лучшие творческие
детские работы участвуют в районных и городских выставках.

17

2.4. Оценочные материалы.
Диагностика результатов обучения.
Результаты обучения отслеживаются по нескольким направлениям в соответствие с
задачами программы.
Система мониторинга по результатам диагностики позволяет выявить динамику
развития личностных качеств, способностей, мотивации обучающихся.
Мониторинг предусматривает:
1. Отслеживание уровня освоения каждым ребенком программы посредством организации
педагогического наблюдения;
2. Диагностику личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной
образовательной программы;
3. Внешняя оценка результативности обучения программе со стороны родителей.
Критерием достижения образовательных результатов является овладение программой
обучающимися.
По окончании 1 года обучения, обучающиеся будут знать:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Историю развития оригами;
Чертёжные инструменты;
Виды, свойства бумаги;
Основные базовые формы оригами;
Условные обозначения;
Будут уметь: самостоятельно изготавливать простые фигуры по схеме;
Составлять тематическую композицию из них.

18

2.5. Методическое обеспечение программы.
Методы обучения:
1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ;
2. Наглядные: графические (чертежи, схемы), модели получаемых изделий,
мультфильмы, презентации;
3. Игровые (игры-упражнения, викторины, кроссворды, и т.д.);
4. Проблемные: объяснение новых понятий, терминов, постановка проблемных
вопросов, самостоятельный поиск ответов на поставленную проблему;
5. Практические: изготовление модели по чертежу, образцу.
Учебные и методические пособия:
1. Салтыкова Г.М. Бумагопластика. Проектирование в дизайне. - М.: «ДПК Пресс», 2016;
2. Эм Г.Э. Путешествие в страну Оригами. Пособие для учителей и родителей. Ростов-наДону, Легион, 2013;
3. И. Сэнсом «Бумага. О самом хрупком и вечном материале» - М.: Издательство «Аст»,
2015;
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных
моделей, Спб «СЗКЭО», 2017.
Рекомендации по проведению практических работ:
1.
2.
3.
4.

Инструктажи по охране труда и технике безопасности.
Рекомендации по использованию чертёжных и канцелярских инструментов.
Правила работы со схемами и чертежами.
Порядок выполнения самостоятельной работы. Основные правила работы с бумагой.
Дидактические материалы:

Схемы и чертежи базовых форм оригами, готовые модели базовых форм;
Пошаговые схемы создания моделей оригами;
Видеоуроки «Оригами»;
Структура видеоурока: план проведения занятий, материалы, необходимые для
проведения занятия, теоретические материалы по теме занятия, презентация, видеоурок
по изготовлению модели;
5. Конспекты итоговых занятий;
6. Методическая папка готовых моделей оригами;
7. Компьютерные презентации: «Оригами 5-конечная звезда», «Условные обозначения»,
«Оригами сюрикен, звезда нинздя», «Оригами 8-миконечный, подвижный»,
«Модульное оригами, объёмная спираль», «Оригами, сердце со снежинкой», «Оригами,
конверт с листочком», «Базовые формы оригами», «Кусудама, цветочный шар».
1.
2.
3.
4.

Лекционный и дополнительный теоретический материал:
Беседы, лекции, видеозаписи он-лайн мастер-классов и открытых занятий.

19

3. Список литературы, электронные образовательные ресурсы.
Для педагога и родителей:
1. Салтыкова Г.М. Бумагопластика. Проектирование в дизайне. - М.: «ДПК Пресс», 2016;
2. Эм Г.Э. Путешествие в страну Оригами. Пособие для учителей и родителей. Ростовна-Дону, Легион, 2013;
3. И. Сэнсом «Бумага. О самом хрупком и вечном материале» - М.: Издательство «Аст»,
2015;
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных
моделей, Спб «СЗКЭО», 2017.
Для детей:
1. Галицкая Л. «Бумажное чудо». М.: «Формат-М», 2018;
2. М. Болдова, С. Копцева «Бумагия». М.: - «Эксмо», 2019;
3. Эм Г.Э. Путешествие в страну Оригами. Индивидуальная тетрадь школьника. Ростовна-Дону, Легион, 2013;.
4. Рик Бич. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. М.:Эксмо, 2009.
Список интернет ресурсов:
1. Skrapbukings.ru
http://skrapbukings.ru/papercraft/ (материалы по бумагопластике, статьи);
2. Podelkiruchkami.ru
https://podelkiruchkami.ru/paperkraft-dlya-nachinayushhix-bumazhnoe-modelirovanieobemnye-skulptury/ (материалы по бумагопластике, статьи).
3. Большая детская энциклопедия для детей.
http://www.mirknig.com/
4. Podelunchik.ru
https://podelunchik.ru/kusudama-svoimi-rukami
5. www.youtube.com
https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=T_PA64ikVyk
https://www.youtube.com/watch?v=CJiVBVWNW5M
https://www.youtube.com/watch?v=SpoYIQrK-UE
https://www.youtube.com/watch?v=obD4-Tb5fEk
6. Базовые складки,формы оригами для детей. All-origami.ru и Miazar.ru
https://all-origami.ru/bazovye-skladki-i-formy-origami/
https://miazar.ru/origami/yaponskoe-iskusstvo-origami-informatsiya-dlya-detey-i-skhemybazovykh-form/
20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».