1 Содержание 1.Пояснительная записка…………………………………………………………………...3 2.Основные характеристик программы…………………………………….....................3 2.1.Объем программы………………………………………………………..……..………....3 2.2.Планируемы результаты курса «Шахматы»…………………………............................4 2.3.Содержание дополнительной общеразвивающей образовательной программы.........5 3.Оргинизационно-педагогические условия и формы аттестации……………………11 3.1. Учебный план…………………………………………………………………….….…...11 3.2.Календарный учебный план………………………………………………………..........11 3.3.Рабочая программа курса «Шахматы»…………………………...................................14 3.4.Система условий реализации дополнительной общеразвивающей программы……..17 3.4.1.Материально - технические условия……………………………………….................17 3.4.2.Информационно – методические условия……………………………………………..18 4.Оценочный и методический материал…………………………………….……………19 4.1.Оценочные материалы………………………………………………………….………...19 4.2.Методические материалы……………………………………………………….……..... 20 2 1.Пояснительная записка Программа направлена на детальное изучение силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Так же программа направлена на: • Создание условий для развития детей • Развитие мотивации к самопознанию • Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям • Профилактику асоциального поведения • Создание условий для культурного и профессионального самоопределения, творческойсамореализации личности ребёнка • Укрепление психического здоровья • Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй Актуальность программы заключается в создании психологического комфорта и атмосферы успешности при создании различных игровых ситуация в игре в паре. У детей происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция, в значительной степени способствующая становлению личности детей и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Новизна. Данная Программа достаточно разносторонне охватывает значимые в современных шахматах элементы стратегии и тактики борьбы. Привлечение материалов из классического наследия игры даёт возможность детям не только познакомиться с тенденциями в развитии взглядов на законы теории и методы борьбы, но и помогает утвердиться во мнении о перспективности постоянных поисков новых идей в изучаемых позициях. Тем самым стимулируются творческие способности шахматиста. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен воспитанникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Цель программы: 1- й год обучения - привлечение детей к активной мыслительной, творческой деятельности, через игровую деятельность, развитие логических. творческих способностей у детей разного возраста. 3 2- й год обучения - расширить представление о возможностях предлагаемых игры в шахматы, продолжить развитие умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику; освоить простые технические приёмы игры, стимулировать самостоятельное творческоемышление. 3- й год обучения – овладение новыми элементами шахматной тактики, понимание основных принципов дебюта и правильного выведения фигур в начале партии. Развитие логического мышления • • • • • • • • • • • Задачи программы: Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом. Научить ориентироваться на шахматной доске. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлятьфигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход. Учить особенностям шахматной борьбы Учить различным шахматным окончаниям. Сформировать умение записывать шахматную партию. Сформировать умение проводить элементарные комбинации. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Отличительные особенности: • определение видов организации деятельности детей, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты; • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутреннейсистемы оценки педагогом. Возраст: Программа разработана для детей 7-9 лет. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи семилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней. 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ Программа рассчитана на 3 года обучения: 1-й год – ознакомительный уровень – 68 часов (2 час в неделю) для каждой группы 2- й год – базовый уровень – 68 часов (2 часа в неделю) для каждой группы 3- й год - углубленный уровень – 68 часов (2 часа в неделю) для каждой группы Форма и режим занятий: Занятия групповые, дети играют парами. Предусмотрена индивидуальная работа на макбуках посоответствующей программе. Режим занятий: Программа курса рассчитана на 3 года обучения: 1-й год обучения – 72 часов (2часа в неделю) 2-й год обучения – 68 часов (2 часа в неделю) 3-й год обучения– 68 часов (2 часа в неделю) 4 Допустимое количество воспитанников в группе: от 10 до 25 обучающихся. 2.2.Планируемы результаты курса «Шахматы». Ожидаемые результаты: Личностные результаты освоения программы курса. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальнойсправедливости и свободе. Образовательные результаты освоения программы курса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поискасредств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты освоения программы курса. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращениепешки. 5 Должны уметь: 1- й год обучения • Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; • Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятиякаждой фигуры. • Особенности шахматной борьбы, силовые методы борьбы, правила ничьи. • Ориентироваться на шахматной доске; • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушенийправил шахматного кодекса; • Правильно помещать шахматную доску между партнерами; • Правильно расставлять фигуры перед игрой; • Различать горизонталь, вертикаль, диагональ; • Рокировать; • Объявлять шах; • Ставить мат; • Решать элементарные задачи на мат в один ход, в два хода. 2- й год обучения • Уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создаватьугрозы. • Защищать свои фигуры от нападения и угроз. • Решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях, двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар. Мат на последней горизонтали, открытыйи двойной шахи. • Ставить мат одинокому королю ладьёй и королём. • Разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигурыв дебют. • Реализовать большое материальное преимущество. 3- й год обучения • Владеть новыми элементами шахматной тактики, «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты». • Понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в началепартии. • Знать способы атаки на рокировавщегося и нерокировавшегося короля. • Уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большоематериальное преимущество. Способы определения результативности: • Педагогическое наблюдение • Тестирование • Выполнение диагностических заданий • Решение шахматных задач. • Участие в шахматных турнирах Мониторинг: • Педагогический мониторинг включает контрольные задания и тесты, анкетирование идиагностику личностного роста • Мониторинг образовательный деятельности детей: самооценка, судейство в шахматныхтурнирах. 6 2.3. Содержание дополнительной общеразвивающей образовательной программы Дополнительная общеобразовательная программа курса «Шахматы» рассчитана на 3 года обучения: 1-й год обучения – 72 часов (2часа в неделю) 2-й год обучения – 68 часов (2 часа в неделю) 3-й год обучения– 68 часов (2 часа в неделю) Содержание курса 1 года обучения 1. Шахматная доска Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2. Шахматные фигуры Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 3. Начальная расстановка фигур Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. 4. Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется 7 внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. П р и м е ч а н и е . Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления. 5. Цель шахматной партии Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. 8 «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 6. Игра всеми фигурами из начального положения Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. К концу учебного года дети должны уметь: ▪ ориентироваться на шахматной доске; ▪ играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; ▪ правильно помещать шахматную доску между партнерами; ▪ правильно расставлять фигуры перед игрой; ▪ различать горизонталь, вертикаль, диагональ; ▪ рокировать; ▪ объявлять шах; ▪ ставить мат; ▪ решать элементарные задачи на мат в один ход. Содержание курса (2 год обучения) 1. Краткая история шахмат Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. 2. Шахматная нотация Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят коро-ли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п. «Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»). «Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ el — а5»). «Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. «Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее «Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся 3. Ценность шахматных фигур Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Дидактические игры и задания «Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?» «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. «Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить 9 материальное равенство. 4. Техника матования одинокого короля Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат». Шах или мат черному королю? «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю. «На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. «Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. 5. Достижение мата без жертвы материала Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. «Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход. 6. Шахматная комбинация Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР). Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. «Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. «Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. К концу учебного года дети должны знать: • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Содержание курса (3 год обучения) 1. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. 10 Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Дидактические задания “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход. “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру. “Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько). “Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить. “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы. “Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. “Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. “Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра. “Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. “В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры. “Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек. “Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки. К концу учебного года дети должны знать: принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля. К концу учебного года дети должны уметь: грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания. Материал четвертого года обучения сложнее материала предыдущих лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Содержание курса Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания 11 “Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом. “Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода. “Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей. 2. Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Дидактические задания “Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру. “Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. “Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи. “Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение. “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. “Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей. концу учебного года дети должны знать: принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля. К концу учебного года дети должны уметь: грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания. 3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план, реализующий настоящую дополнительную общеразвивающую образовательную программу (далее - учебный план), определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, практики и иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации. Учебный план: – фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; – определяет (регламентирует) перечень учебных курсов и время, отводимое на их освоение иорганизацию. Учебный план (36 часов за учебный год) Наименование курса Курс ««Шахматы» Количество часов Всего 72 часа 12 В интересах детей с участием обучающихся и их семей на основе учебного плана, представленного в данной дополнительной образовательной программы, может являться основой разработки индивидуальных учебных планов, для формирования индивидуальной траектории развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 36 недель. Тематическое планирование (1 год обучения) № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Теория Практика 1. Введение. Инструктаж по ТБ. Шахматная доска. I. 2 ч. 15 – 20 минут на каждом занятии Формы контроля Всего часов 2 ч. Наблюдение 6 ч. Наблюдение II. Шахматные фигуры. 6 ч. III. Начальная расстановка фигур. 6ч. 6 ч. Наблюдение IV. Ходы и взятие фигур. 20 ч. 20 ч. Устный опрос V. Цель шахматной партии. 6ч. 6 ч. Наблюдение VI. Игра всеми фигурами начального положения. из 5 ч 5 ч. история шахмат. 7ч. . VIII. Шахматная нотация. 6 ч. IX. Ценность шахматных фигур. X. VII. Краткая 20 – 25 минут на каждом занятии 7ч. Шахматный турнир 6 ч. Устный опрос 6 ч. 6 ч. Наблюдение Техника матования одинокого 5 ч. короля . Итоговое занятие: 2ч 5 ч. Наблюдение 2ч Шахматный турнир Организационное занятие 2 ч. 2 ч. Беседа. Итого 72ч. 72ч. 13 Теория Всего № п/п 1. Введение. Инструктаж по ТБ. Краткая история шахмат. 2 Шахматная нотация. 3 Ценность шахматных фигур. 4 Техника короля. 5 Шахматная партия. стадии шахматной партии. 6 Практика (интерактив ные занятия) Второй год обучения Наименование раздела, Количество часов темы Формы аттестации (контроля) Наблюдение. 2 2 2 2 2 2 2 Наблюдение. 3 3 3 Промежуточные игры одинокого 2 2 2 Три 10 10 10 Основы дебюта. 23 23 23 7 Основы миттельшпиля. 9 9 9 8 Основы эндшпиля. 17 17 17 9 Обобщение. 4 4 4 Промежуточные игры Итоговые игры Промежуточные игры Итоговые игры Промежуточные игры Итоговые игры Промежуточные игры Итоговые игры Промежуточные игры Итоговые игры Промежуточные игры Итоговые игры Шахматный турнир Беседа матования Итоговое занятие: 1 Организационные мероприятия 1 ИТОГО № п/п 1 2 1 1 1 76 76 76 Третий год обучения Наименование раздела, Количество часов Формы темы аттестации Вс его Теор Практика (контроля) ия (интеракти вные заняти я) 15 Введение. Инструктаж по ТБ. Промежуточные мин игры Итоговые Особенности шахматной 4 4 4 игры борьбы. Шахматные окончания 18 18 18 Промежуточные игры Итоговые 14 игры 3 Тактические комбинации. 4 ИТОГ О удары и 7 7 7 Промежуточные игры Итоговые игры Атака на короля. 7 7 7 Итоговое занятие: 1 1 Организационные мероприятия 1 Промежуточные игры Итоговые игры Шахматный турнир Беседа 38 1 1 38 38 3.2.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2). Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы Образовательная деятельность проводится во время учебного года. Учебный год начинается с первого учебного дня текущего учебного года. Продолжительность учебного года составляет 34 недели Продолжительность учебного года: • с первого учебного дня текущего учебного года по 30 декабря • с 11 января по 31 мая Продолжительность зимних каникул: • с 31 декабря по 10 января (11 календарных дней) Продолжительность летних каникул: • с 01 июня по 31 августа (92 календарных дня) Промежуточная и итоговая аттестация не проводятся. 3.3.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ШАХМАТЫ» Дополнительная общеобразовательная программа курса «Шахматы» рассчитана на 3 года обучения: 1-й год обучения – 72 часов (2часа в неделю) 2-й год обучения – 68 часов (2 часа в неделю) 3-й год обучения– 68 часов (2 часа в неделю) Ожидаемые результаты: Личностные результаты освоения программы курса. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 15 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальнойсправедливости и свободе. Образовательные результаты освоения программы курса. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поискасредств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способностиконструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты освоения программы курса. Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращениепешки. Должны уметь: 1й год обучения • Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; • Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятиякаждой фигуры. • Особенности шахматной борьбы, силовые методы борьбы, правила ничьи. • Ориентироваться на шахматной доске; • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушенийправил шахматного кодекса; 16 • Правильно помещать шахматную доску между партнерами; • Правильно расставлять фигуры перед игрой; • Различать горизонталь, вертикаль, диагональ; • Рокировать; • Объявлять шах; • Ставить мат; • Решать элементарные задачи на мат в один ход, в два хода. 2й год обучения • Уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создаватьугрозы. • Защищать свои фигуры от нападения и угроз. • Решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях, двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар. Мат на последней горизонтали, открытыйи двойной шахи. • Ставить мат одинокому королю ладьёй и королём. • Разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигурыв дебют. • Реализовать большое материальное преимущество. 3й год обучения • Владеть новыми элементами шахматной тактики, «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты». • Понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в началепартии. • Знать способы атаки на рокировавщегося и нерокировавшегося короля. • Уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большоематериальное преимущество. 3.4.СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3.4.1.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Настоящая дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шахматы» реализуется за счет обеспечения современной материально-технической базой. Материально-техническая база МБОУ СОШ № 179 приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы, необходимого учебно-материального оснащения образовательной деятельности и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Учебные помещения обеспечены комплектами оборудования для реализации программы, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарем. Размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха обучающихся, их площадь, освещенность и воздушнотепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий, обеспечивают возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и деятельности для всех участников образовательных отношений, соответствуют СанПиН. 17 Материально-техническое обеспечение: Шахматная доска Магнитная шахматная доска Коробки с деревянными шахматами Коробки с магнитными шахматами 3.4.2.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ № п/п 1 Наименование учебного оборудования Перечень методических рекомендаций, используемых в образовательной деятельности Программа • Книги о шахматах - Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994. - Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985 - Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго – третьего разрядов. – 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993. - Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев: «Здоровье», 1991. - Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 1995. - Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. - Книжка – раскраска «Шахматные герои». - Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94 • Энциклопедии • Методическое пособие для учителя 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011. 3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994. 4. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. 5. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. 6. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. 7. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. 8. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. 18 9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 10. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 11. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г. 12. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г. 13. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г. 14. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982. 15. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 . 16. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983. 17. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984. 18. Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 . 4. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 4.1.ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Игровая практика, шахматные турниры. Формы организации учебного занятия: Игровое занятие: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Создание ситуации занимательности, развитие коммуникативных навыков, активизация мыслительных процессов. Практическое занятие с решением учебных проблем способствует выработке умения обращаться с предметами, инструментом, материалами, и применять теорию в практике, учит трудовой деятельности. Виды контроля: • Начальный(входной) – проводится с целью определении уровня способностей ребёнка. • Текущий – проводится с целью определения степени усвоения материала. • Итоговый - проводится с целью определения уровня развития детей на конец срока реализации программы. Формы подведения итогов: Для оценки личностных качеств воспитанников проводится диагностика: входная, промежуточная,итоговая по пятибалльной системе. Итоговая оценка определяется как средний балл. Результаты диагностики заносятся в таблицу. Система оценивания: 1 балл – низкий уровень образования, 2 балл – уровень ниже среднего, 3 балл – средний уровень, 4 балл – уровень выше среднего, 5 балл – высокий уровень «1» Шкала уровней «2» «3» «4» «5» 19 1. Не знает 1. Много ошибок 1. Есть правильно название при игре с выполненные шахматных фигур противником задания, грубые ошибки. 2. Не знает как 2. Знает название 2. В игре шахматных ходят фигуры. фигури их ходы. использовались 3.Не соблюдаются частично 3. Ошибки при основные изученные решении шахматные методы и приёмы шахматных задач. приёмы борьбы борьбы 4. Не владеет 4. Проигрыш 3. Много грубых шахматной ошибок в игре. терминологией 4. Проигрыш 5. Проигрыш. 1. Есть небольшие 1. Нет исправления, в целом задания выполнены правильно. исправлений, в целом задания выполнены правильно. 2. Владеет 2. Владеет шахматной терминологией, знает названия фигур и их ходы шахматной терминологией, знает названия фигур и их ходы 3Есть выигрышные партии. 3.Все выигрышные партии. Для лучшего освоения содержания программы используются различные формы занятий: традиционные занятия (сообщение новой темы, закрепление и проверка ЗУНов, комбинированныезанятия, занятие – игра) и нетрадиционные занятия (шахматный турнир). После изучения каждой темы проводится зачёт на усвоение программного материала. При этом педагог опирается на следующие критерии оценивания: Целостность восприятия • Аккуратность в работе • Возраст воспитанника • Уровень сложности • Самостоятельность Воспитанники, успешно прошедшие тестирование и зачет автоматически переводятся на следующийгод обучения. 4.2.Методические материалы: Материально – техническое Виды методического и обеспечение занятий дидактического материала, используемые педагогом Соответствие помещения для Методические пособия, занятий санитарным нормам. разработки, статьи, сборники, Учебное оборудование: доклады, тезисы выступлений, классная доска, столы, стулья презентации. для детей и педагога, шкафы Макбуки. для хранения учебных материалов. Перечень оборудования, необходимого для занятий шахматные наборы, шахматные часы. Компьютер, макбуки, Смарт доска. Условия реализации программы Представлены современные информационно – педагогические условия (электронные образовательные ресурсы, использование инфраструктуры учреждения, района и города: библиотеки,). 20 Список литературы: Для педагога 1. А.А.Тимофеев Программа «Шахматы- школе». 2. Е.А.прудникова, Е.И. Волкова «Шахматы в школе» 1,2.3 год обучения . Методические рекомендациидля учителя. 2017 3. С.Кузин «1000+ задач по шахматам».2018 . Для детей Для родителей 1. Е.А.прудникова, Е.И. 1.В.Пожарский Волкова «Шахматы в «Шахматный школе» 1,2.3 год учебник»1999. обучения . Учебное пособие для учащихся 2017 2. Е.А.Прудникова, Е.И. Волкова «Шахматы в школе» 1,2.3 год обучения . Рабочая тетрадь 2017 3. Е.Балашова «Шахматная Азбука».2009 21