1 Содержание 1. Пояснительная записка ........................................................................................................ 3 2. Основные характеристики образования ........................................................................... 6 2.1. Объем программы 2.2. Планируемые результаты курса "Развивайка" 2.3. Содержание дополнительной общеразвивающей образовательной программы 3. Организационно - педагогические условия………………………................................. 8 3.1. Учебный план ……………………………………………………………………………….8 3.2. Календарный учебный график…………………………………………………………...9 3.3. Рабочая программа ……………………………………………………………………….10 3.3.1. Информационно - методические условия……………………………………………11 4. Оценочные материалы ................................................................................................ 12 2 1. Пояснительная записка Программа кружка «Развивайка» имеет художественную направленность и нацелена на стартовую работу и социальную реабилитацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках дополнительного образования. Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю) для учащихся 1-4 классов. Современные условия жизни общества требуют от подвижности каждого человека уметь быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, уметь ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни. В разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Развивайка» использованы следующие нормативно-правовые документы: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции; • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Санитарно-эпидемиологические требовании к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.3648-20 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; • Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 • Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 № 30-15-433/16). • Конвенция ООН о правах ребенка. • Устав МБОУ СОШ № 179 Уровень программы - стартовый. Новизна программы: Многие трудности, возникающие при освоении учебной деятельности, связанные с низким уровнем развития познавательных процессов, речевой функции и психических процессов. На уроках такие ученики испытывают большее, по сравнению с другими учениками класса, напряжение при овладении школьными знаниями и навыками, нередко они отстают в темпе учебной деятельности, у них часто возникают нервно-психические срывы. Поэтому чрезвычайно важно, на начальном этапе обучения выявить нарушения в развитии познавательных процессов и проводить с такими детьми развивающую и коррекционную работу. Отличительной особенностью программы «Развивайка» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает обучающимся легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовит обучающихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах. Вариативность заключается в построении индивидуальной образовательной 3 траектории через вариативность материала, предоставление заданий различной сложности в зависимости от психофизиологического состояния конкретного ребенка. Организация учебного процесса осуществляется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся: уровня знаний и умений обучающихся, индивидуального темпа учебной и творческой деятельности и др. Это позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. Преемственность. Программа нацелена на удовлетворение разнообразных потребностей детей, создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности. Активизирует работу школы в интересах ребенка, содействует развитию его индивидуальности. Программа дополняет и углубляет знания обучающихся в рамках познавательных процессов, речевой функции и психических процессов. На занятиях по программе дети учатся осуществлять наблюдение, сравнение, домысливание, фантазировать, устанавливать причинно - следственные связи и аналогии, образно мыслить и объяснять, как они могут применить полученные знания в жизни. Таким образом, с помощью познания и творчества происходит влияние на формирование универсальных учебных действий - важнейшей цели общего образования. Цель: развитие детей и оказание комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в речевом и психическом развитии обучающихся. Задачи: - Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь); -Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности; -Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку. -Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.). - Обогащение кругозора, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал. Планируемые результаты: Коррекционно-развивающая работа позволит не допустить переход детей в разряд отстающих в интеллектуальном развитии и обучении. Данная программа будет способствовать преодолению отклонений в развитии интеллекта, а также будет являться профилактикой отклонений в становлении отдельных сторон личности детей младшего школьного возраста. Возрастная категория обучающихся: младшие школьники 7-10 лет с особыми образовательными потребностями. Состав группы. Программа рассчитана для группы в количестве 4-6 человек. Объем программы: общее количество учебных часов - 72 часов. Формы организации образовательного процесса по программе: групповые занятия. При построении занятия используются активные методы обучения и разнообразные формы и приемы активизации познавательной деятельности (конкурсы, соревнования, презентации). Содержание программы реализуется, в основном, эвристическим и проблемным методами обучения. Основная форма - игра, групповая творческая работа, работа в 4 парах. Методы обучения: основными методами являются педагогический поиск, словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация, презентация, показ способов действия), практические (творческое задание, тематическая творческая работа, практическая работа), Сроки реализации образовательной программы Программа «Развивайка» реализуется в течение 1 года (34 недели). Режим занятий. Количество занятий в неделю - 2. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу: (40 минут - 1 академический час). Формы и методы работы: - индивидуальная форма работы; - активное использование игровых форм (интерактивные, ролевые игры); - беседа, практика; - информационные технологии. 2. Основные характеристики образования 2.1. Объем программы Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка» рассчитана на обучающихся 7-10 лет, нормативный срок освоения – 1 (один) учебный год (68 часов), стартовый уровень. 2.2. Планируемые результаты курса "Развивайка" Предметные: Обучающиеся будут знать: - слова-предметы, слова-действия, слова-признаки; - названия направлений (вверх, вниз, позади, спереди, рядом и т.д.); - названия суток, времена года, дни недели; - названия геометрических фигур в двухмерном и трехмерном пространстве. Обучающиеся будут уметь: - классифицировать, обобщать, анализировать, делать несложные выводы; - составлять короткие рассказы по картинкам; - ориентироваться во времени, пространстве. Метапредметные: - определение общей цели и путей ее достижения; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Личностные: - Овладеет основными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. - Освоит навыки самостоятельности, партнерства и группового общения. 2.3. Содержание дополнительной общеразвивающей образовательной программы Раздел 1. Вводная диагностика Тема 1.1 Введение в образовательную программу Теория: Инструктажи по ТБ, правила поведения на занятиях, знакомство с образовательной программой Практика: Игры на знакомство, сплочение коллектива. Тема 1.2 Вводная диагностика Теория: Знакомство с общими понятиями, необходимые для изучения курса. 5 Практика: Упражнения на определение начального уровня подготовленности обучающегося: познавательные процессы, речь, математические представления Раздел 2. Социально-коммуникативное развитие Тема 2.1. Я в мире человек Теория: Знакомство с понятиями «личность», «индивид», «развитие», «самооценка». Практика: Коллаж «Обо мне», Интерактивная игра «Я личность», Беседа «Я и мои увлечения», Творческая работа «Мое хобби» Тема 2.2 Я и моя семья Теория: Знакомство с понятиями «семья», «члены семьи», «Семейные отношения», «семейные ценности». Практика: рассказ «О моей семье», творческая работа «Традиция моей семьи», рисунок на тему «Я в семье». Пословицы о семье. Тема 2.3 Я и мои друзья Теория: Обсуждение понятий «дружба», «друзья». Практика: Творческая работа «Мой друг», Работа в группах: плакат «Что такое дружба», Просмотр мультфильма о дружбе, анализ мультфильма. Загадки, пословицы о дружбе. Тема 2.4 Я и общество Теория: Понятия «общество», «поведение в обществе». Практика: Просмотр ералаша выпуска «Шел автобус пятый номер», Составить рассказ на тему (по выбору) «Я в театре», «Я в кино», «Я в музее», «Я в магазине», Игра «Выбери правильный ответ» Раздел 3. Раздел 3. Познавательное развитие Тема 3.1 Внимание Теория: Беседа «Будь внимателен», «Внимание и внимательность». Практика: Упражнения, игры на развитие внимания: «Летает не летает», «Назови предметы», «Заколдованная буква», «Что изменилось». Загадки на внимание. Интерактивная игра «Самый внимательный», просмотр мультфильмов про невнимательность. Интерактивная игра «Смотри внимательно» Тема 3.2 Память Теория: Беседа «Секреты памяти», «Память и бабушкин комод». Практика: Упражнения и игры на развитие памяти: «Рассказываем сказку», «Запоминаем вместе», на развитие двигательной памяти, «Гуляем по лесу», «10 слов». Интерактивная игра «Проверяем память». Тема 3.3 Мышление Теория: Беседа-диалог. Практика: Упражнение «Логические цепочки», «Составление предложений», «Я скажу по-другому», «Воссоздание образов», «Фантастические образы», Тема 3.4 Воображение Теория: Беседа: «Зачем в книжках нужны картинки» Практика: Просмотр и анализ мультфильма «Воображение. Чем его кормить», Упражнение «На что похожи наши ладошки», «Три краски», «Волшебные кляксы», Игра - «Неоконченный рисунок», Игра «Камешки на берегу». Раздел 4. Речевое развитие 6 Тема 4.1 Предложение и слово Теория: Знакомство с понятиями «предложение», слово», Дифференциация понятий Практика: Интерактивная игра «В поисках золотого ключика», просмотр и анализ мультфильма «Заяц составляет предложения», Упражнения: «Составь предложение», «Закончи фразу». Тема 4.2Слова-названия Теория: Знакомство со словами-названиями. Практика: Дидактическая игра «Незнайка в гостях», Игра «О чем я сказала», Игра «Подбери слово», «Слова - родственники», «Собери портфель», «Волшебный лес». Тема 4.3Рассказ по картинкам Теория: Беседа «Как начать рассказ», «О чем рассказ» Практика: Упражнения «Составь рассказ по картинкам» Тема 4.4Связная речь Теория: Основные виды монолога: пересказ и рассказ. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа. Практика: Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать название и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Сравнивать и различать. Знать и применять правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животные, бережно относиться к природе. Наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус). В процессе слушания и чтения книг, рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта) Раздел 5. Формирование математических представлений Тема 5.1 Геометрические фигуры Теория: Знакомство с названиями геометрических фигур, отличия и сходства. Практика: Просмотр мультфильма «Мир геометрических фигур», Сортировка, Геометрическое лото, Геометрическая аппликация, «Угадай на ощупь», Шнуровки с геометрическими фигурами, Геометрическая мозаика. Тема 5.2 Ориентирование во времени Теория: Знакомство с временными понятиями: «сутки», «день», «сегодня», «завтра». Практика: Игра «Назови пропущенное слово», «Когда это бывает», «Что ты сейчас делаешь?», «Что за чем?», «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом), «Живая неделя», «Отгадай-ка», «Наоборот». Тема 5.3 Ориентирование в пространстве Теория: Знакомство с понятиями «вверх», «вниз», «влево», «вправо» и т.д. Практика: Дидактические игры: «Вверху - внизу. Кто выше?», «Разговор по телефону», «Где чей домик?», «Поросята и серый волк», «Добавь слово», «Куда пойдешь и что найдешь?». 7 Тема 5.4. Ориентирование на плоскости листа Теория: Знакомство с понятиями «справа, дальше, левее, выше, чем» и др., определение «точки стояния». Практика: Игра «Назови соседей»,«Геометрический диктант», «Я еду на машине», «Времена года», «Рисуем узоры» (графический диктант), «Посчитаем треугольники», «Раскрась правильно». Раздел 6. Итоговая аттестация Тема 6.1 Итоговая аттестация Теория: Повторение понятий изученных в течение курса. Практика: Упражнения на определение итогового уровня подготовленности обучающегося: познавательные процессы, речь, математические представления Тема 6.2 Итоговое занятие Теория: Беседа-диалог, подведение итогов курса. Практика: Коллективная практическая работа «Чему мы научились». 3. Организационно - педагогические условия 3.1.Учебный план Учебный план, реализующий настоящую дополнительную общеразвивающую образовательную программу (далее - учебный план), определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, практики и иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации. Учебный план: – фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; – определяет (регламентирует) перечень учебных курсов и время, отводимое на их освоение и организацию. Учебный план (68 часов за учебный год) Наименование курса Количество часов в год Всего Курс «Развивайка» 68 В интересах детей с участием обучающихся и их семей на основе учебного плана, представленного в данной дополнительной образовательной программы, может являться основой разработки индивидуальных учебных планов, для формирования индивидуальной траектории развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 36 недели. Тематическое планирование № темы 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 Тема занятия Раздел 1. Вводная диагностика(3) Введение в образовательную программу Вводная диагностика Раздел 2. Социально-коммуникативное развитие(12) Я в мире человек Я и моя семья Кол-во часов 1ч 2ч 3ч 3ч 8 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 5.1 5.2 5.3 5.4 6 6.1 6.2 Я и мои друзья Я и общество Раздел 3. Познавательное развитие(20) Внимание Память Мышление Воображение Раздел 4. Речевое развитие(17) Предложение и слово Слова-названия Рассказ по картинкам Связная речь Раздел 5. Формирование математических представлений(11) Геометрические фигуры Ориентирование во времени Ориентирование в пространстве Ориентирование на плоскости листа Раздел 6. Итоговая аттестация(3) Итоговая аттестация Итоговое занятие ИТОГО: 3ч 3ч 5ч 5ч 5ч 5ч 3ч 3ч 5ч 6ч 2ч 3ч 3ч 3ч 2ч 1ч 66ч 3.2.Календарный учебный график Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2). Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы Образовательная деятельность проводится во время учебного года. Учебный год начинается с первого учебного дня текущего учебного года. Продолжительность учебного года составляет 36 недели Продолжительность учебного года: • с первого учебного дня текущего учебного года по 30 декабря • с 11 января по 31 мая Продолжительность зимних каникул: • с 31 декабря по 10 января (11 календарных дней) Продолжительность летних каникул: • с 01 июня по 31 августа (92 календарных дня) Промежуточная и итоговая аттестация не проводятся. 3.3.Рабочая программа курса «Развивайка» Настоящая рабочая программа по реализации курса «Развивайка» рассчитана на учебный год (66 часов). Планируемые результаты освоения курса «Развивайка» По окончанию освоения курса «Развивайка» обучающиеся должны 9 Предметные: Обучающиеся будут знать: - слова-предметы, слова-действия, слова-признаки; - названия направлений (вверх, вниз, позади, спереди, рядом и т.д.); - названия суток, времена года, дни недели; - названия геометрических фигур в двухмерном и трехмерном пространстве. Обучающиеся будут уметь: - классифицировать, обобщать, анализировать, делать несложные выводы; - составлять короткие рассказы по картинкам; - ориентироваться во времени, пространстве. Метапредметные: - определение общей цели и путей ее достижения; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Личностные: - Овладеет основными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. - Освоит навыки самостоятельности, партнерства и группового общения. 3.3.1. Информационно - методические условия Настоящая дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Развивайка» реализуется за счет обеспечения современной материально-технической базой. Материально-техническая база МБОУ СОШ № 179 приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы, необходимого учебно-материального оснащения образовательной деятельности и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Учебные помещения обеспечены комплектами оборудования для реализации программы, включая расходные материалы, а также мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарем. Размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, отдыха обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, обеспечивают возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и деятельности для всех участников образовательных отношений, соответствуют СанПиН. Перечень методических рекомендаций, используемых в образовательной деятельности: 1. 2. 3. 4. 5. Абраменкова, В. Во что играют наши дети?: Игрушка и АнтиИгрушка [Текст]/ / В. Абраменкова. - М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. - 640 с.: ил. - ( В помощь родителям) Давидчук, А. Н. Обучение и игра: Метод.пособие [Текст]/ А. Н. Давидчук. - М. : МозаикаСинтез, 2006. - 168 с. Разенкова, Ю. От игры в кубики к конструировании. [Текст]/ / Ю. Разенкова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 4. - С. 61 -69. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление [Текст]/ Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 22-32. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод.рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. [Текст]/ Юзбекова, Е. А. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 128 с. 10 3.4.2.Информационно-методические условия. Информационно-методические условия реализации дополнительно образовательной программы обеспечиваются современной информационнообразовательной средой. Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательных отношений в решении учебно- познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). Основными элементами ИОС являются: − o информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; − o информационно-образовательные ресурсы Интернета. 11 4. Оценочные материалы Диагностика уровня подготовленности обучающегося 7-10 лет ___________________ Внимание В таблицу вписаны слова, а свободные клетки заполняются любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее (слова могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или "змейкой").Пример: В этой таблице спрятаны 10 названий животных. Заполнить пустые клеточки Мышление 12 Память Ребятам показывается таблица в течении 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течении 1 минуты воспроизвести на бланке (можно либо зарисовать, либо выразить словесно). Норма 6 правильных ответов. Большее число правильных ответов говорит о хорошей зрительной памяти на образы Речь Развитие речи Измени слова, обозначающие действия предметов Гулять Я гуляю, мы гуляем, он гуляет, они гуляют, ты гуляешь, вы гуляете Учить Знать Бегать Играть 13 Подберите общий признак ко всем трём словам каждой группы. Образец: хлеб, воздух, газета — свежий хлеб, свежий воздух, свежая газета. Дедушка, степь, звук. День, спор, бой. Дождь, пруд, почерк. Дом, голос, награда. Небо, руки, совесть. Свет, румянец, впечатление. Слон, океан, чай. Человек, утро, осень. высоким глухой жаркий индийский мелкий хмурый чистый яркий Математические представления 14 15 16 Критерии оценивания 100%-80% 80%-60% 60%-40% 40%-0% Высокий уровень Выше среднего Средний Ниже среднего 17 № Диагностическая карта наблюдений обучающихся объединения «Развивайка» Ф.И. обучающегося сентябрь 1 2 3 4 май 5 6 1 2 3 4 примечания 5 6 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 18