1 Содержание 1. Пояснительная записка .............................................................................................................. 3 2. Основные характеристики образования ................................................................................. 6 2.1. Объем программы 2.2. Планируемые результаты курса "Школа ведущих" 2.3. Содержание дополнительной общеразвивающей образовательной программы 3. Организационно - педагогические условия и формы аттестации ........................................ 6 3.1. Учебный план 3.2. Календарный учебный график 3.3. Система условий реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы 3.3.1. Материально - технические условия 3.3.2. Информационно - методические условия 4. Оценочные и методические материалы ..................................................................................... 10 4.1. Оценочные материалы 4.2. Методические материалы 2 1. Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеразвивающая образовательная программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: • Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в новой редакции; • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р); • Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Санитарно-эпидемиологические требовании к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.317214 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41); • Письма Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; • Устава МБОУ СОШ № 179; • Лицензии на осуществление образовательной деятельности. • Локальных актов МБОУ СОШ № 179 Направленность дополнительной образовательной программы "Школа ведущих" - социальная. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа разработана для детей 11- 17 лет. Актуальные реалии современного мироустройства таковы, что нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, которые требуют умения решать возникающие новые, нестандартные проблемы, в том числе в области коммуникации и сотрудничества. Время требует активных, предприимчивых, деловых людей. Творчество – одна из главных движущих сил в организации социальной и нравственной жизни людей. Ведь человек творческий, обладающий многими компетенциями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, межличностного, делового, профессионального общения. Эти компетенции не даются нам готовыми при рождении, их необходимо развивать. Но при существующей системе образования и воспитания у большинства детей возникает справедливое противоречие между школьным опытом, его установками на обучение как получение готовых знаний и требованиями в постоянном творческом поиске способов самореализации и адекватных моделей поведения, предъявляемыми обществом. Новизна данной программы заключается в гармоничном соединении следующих педагогических технологий: • технологии коллективного творческого воспитания (Иванов И.С), согласно которой, мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию; • технологии исследовательского обучения (Дж. Брунер), согласно которой воспитанники самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их от педагога в готовом виде; • проектной технологии (Дж. Дьюи), согласно которой, итогом комплексной деятельности всех участников работы над проектом является творческий продукт совместного труда. А также в интеграции различных видов деятельности: сценическое движение, сценическая речь, грим, актерское мастерство, мастерство ведущего. 3 Цель: способствовать формированию активной, творческой личности, способной к самоопределению и самореализации. Задачи: расширение кругозора в области ораторского театрального искусства; понятие об особенностях устной монологической речи, рассчитанной на определенную аудиторию в определённой речевой ситуации; - выявление и развитие лидерских, организационных и творческих качеств; формирование умения и навыки уверенного поведения при публичных выступлениях, проектной деятельности; - приобретение навыков лидерского поведения и норм поведения в обществе, индивидуальной и коллективной деятельности; Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика». - мотивационная основа учебной деятельности. - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Регулятивные универсальные учебные действия: - умение принимать и сохранять учебную задачу. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действия. - адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные универсальные учебные действия: - осуществлять синтез как составление целого из частей. - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные универсальные учебные действия: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию. - договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Программа ориентирована на детей подросткового и юношеского возраста, поэтому при ее составлении учитывались психологические особенности данных возрастных категорий. А именно, интерес подростков и юношей к изучению своего внутреннего мира, осознание своей неповторимости, наличия собственной системы жизненных ценностей, высокая потребность в самореализации в социуме. 4 В основе данной программы лежат следующие педагогические принципы: - принцип преемственности, последовательности и систематичности, который направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование; - принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности обучающихся; - принцип практико - ориентированности предполагает разработку творческих проектов и досуговых программ, и их реализацию, вариативность, преемственность; Возрастная категория обучающихся: 11-17 лет; Особенности возраста 11-15 лет (Средний школьный возраст) Средний школьный возраст - переходный от детства к юности. Характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Особое значение для него также имеет возможность самовыражения и самореализации. Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Особенности возраста 16-17 лет (Старший школьный возраст) К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, приобретает ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни. Главным личностным новообразованием юности является социально-психологическая готовность к жизненному самоопределению. «В основе готовности к самоопределению лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимании долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр.». Именно развитие этих психологических качеств обеспечивает в дальнейшем сознательную, активную, творческую жизнь человека. Формирующиеся в юности ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические) и система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе представляют собой стержневую характеристику личности. Для старшеклассников особо актуальна проблема смысла человеческой жизни, а как будет решена эта проблема, во многом зависит от нравственного развития конкретного человека. Сроки реализации образовательной программы Объем учебных часов по программе: 136 часов Занятия с обучающимися проводятся: 2 раза в неделю по часа , 34 учебных недель. Состав группы – постоянный, возраст – учащиеся 7 - 10 класса; группа разделена на подгруппы. Формы и методы работы: - индивидуальная и групповая формы работы; - активное использование игровых форм (интерактивные, ролевые игры) - беседа, диспут, проектный метод. 5 - информационные технологии Педагогическое оценивание развития способностей обучающихся включает в себя вводный, промежуточный и итоговый этап. Формой итоговой аттестации является отчетное мероприятие. 2. Основные характеристики образования 2.1. Объем программы Настоящая дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Школа ведущих» рассчитана на обучающихся 11 - 17лет, нормативный срок освоения – 1 (один) учебный год (72 часа), стартовый уровень. 2.2. Планируемые результаты курса "Школа ведущих" К концу обучения формируется дружелюбная социально-активная личность подростка, обладающая организаторскими способностями, лидерскими качествами, способная к самореализации в процессе организации досуга и социально значимой деятельности. Предметными результатами занятий по программе являются: - овладение практическими умениями и навыками проведения школьных мероприятий, алгоритмом действий разработки и создания творческого проекта досуговой программы. - овладение знаниями основ актерского мастерства и теории ораторского искусства. Метапредметными результатами являются: - овладение способами решения поискового и творческого характера; - культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности; - приобретение опыта в социально-значимой деятельности. Личностными результатами занятий являются: - развитие потребностей опыта творческой деятельности; - формирование коммуникативных потребностей, ценностей; - формирование организаторских способностей; 2.3. Содержание дополнительной общеразвивающей образовательной программы 1. Введение. Организационно-вводное занятие: постановка учебных целей, правила поведения, знакомство с содержанием курса. Входная диагностика. Тренинги и игры на знакомство. 2. Театральное творчество. В этот блок входит несколько подтем, связанных с театральным искусством: Театр как вид искусства. Виды искусства. Своеобразие театрального искусства. Комедия, трагедия, драма, водевиль - основные жанры театрального искусства. Страницы истории театра. Зарождение театра. Античный театр, его традиции. Становление профессионального театра, его роль в подъеме культуры общества. Средневековый театр. Театр эпохи Возрождения. Отличительные черты театрального искусства различных эпох. Русский театр, его истоки, традиции, жанры. Театральные аксессуары. Художественное оформление спектаклей. Бутафория и реквизит, их отличие друг от друга. Грим. Как пользоваться театральным гримом, париком и наклейками. Использование грима в мастерстве ведущего. Характерный грим. Актерское мастерство. Достижение сущности перевоплощения. Театральные термины. Образ героя, определение характера, изображение знакомых образов. Актер, его амплуа. Индивидуальный стиль игры и техники актера. Приемы сценического мастерства. Соотношение сценического стиля и творческого дарования в игре. Игры "предлагаемые обстоятельства". Работа над собой. Работа с дидактическим материалом. Умение поставить себя в предлагаемые обстоятельства. 6 3. Начинающий актер Знакомство с элементами органического действия: настройка на действия, преодоление мышечных зажимов, восприятие и наблюдательность, память на ощущения, действия в условиях вымысла, развитие артистической смелости и непосредственности, действия с воображаемыми предметами, взаимодействие с партнером. 4. Ораторское искусство. Знакомство со стилями ораторской речи: официально-деловой, научный, публицистический, художественно-беллетристский, разговорный. Композиция ораторской речи: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Качество речи: выразительность, эмоциональность, четкость, дикция, правильность. Невербальные средства общения. Исполнение, декламация произведений. Ролевая игра «Я - Греческий оратор!» и «Суд». 5. Мастерство ведущего. Сценическая речь. Артикуляционная гимнастика. Распевка гласных. Упражнения для тренировки нижней челюсти, губных мышц, мышц языка. Дыхание: вдох, выдох. Скороговорки. Словарь настроений. Работа с текстом по выделению "ведущего настроения". Радостное, светлое. Печальное, сонное. Хвастливое, хвалебное, насмешливое. Сердитое, возмущенное, обиженное настроение. Таинственное, капризное, противоречивое настроение. Сценическая культура. Умение вести себя на сцене. Имидж ведущего. Что можно, что нельзя делать на сцене. Чтение монологов и диалогов. Монолог и диалог как основное средство раскрытия сценического образа. Монолог и диалог ведущего. Особенности чтения монологов и диалогов. Ведущий перед выходом на сцену. Выход на сцену. Настрой перед выходом на сцену. Текст ведущего. Культура поведения на сцене. Особенности ведения концертов, досуговых мероприятий. Основные правила ведения торжественных мероприятий. Одежда, речь ведущего. Искусство конферансье. Практикум «Я – ведущий». Умение завладеть аудиторией. Объяснение правил игры во время праздников. Игры с залом и командные эстафеты. 6. Проба пера (создание проекта) Теоретический и практический блок программы, позволяющий познакомится с различными видами деятельности при подготовке и проведении мероприятий. Мой замысел, идея. Разработка замысла, идеи творческого проекта досуговых программ. Самостоятельное составление алгоритма работы над творческим проектом досуговой программы. Определение аудитории, формы, темы разрабатываемых творческих проектов. Я – сценарист и режиссер. Разработка творческого проекта игровой программы: Самостоятельная разработка сценария, игр и творческих заданий, подбор номеров художественной самодеятельности. Я – дизайнер и модельеры. Самостоятельная разработка эскизов костюмов и реквизита для оформления праздника и их создание. Я звукорежиссер. Самостоятельный подбор музыкального оформления. Практикум «Правила работы с микрофоном». Я реализую свой проект. Получат возможность самим разработать и провести мероприятия, как на своей группе, так и с выходом за ее пределы (школа, класс) с последующим анализом своей работы. 7. Итоговое занятие. Итоговая диагностика. Подведение итогов курса 3. Организационно - педагогические условия и формы аттестации 7 3.1.Учебный план Учебный план, реализующий настоящую дополнительную образовательную программу (далее учебный план), определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, практики и иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации. Учебный план: – фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; – определяет (регламентирует) перечень учебных курсов и время, отводимое на их освоение и организацию. Учебный план (136 часа за учебный год) Наименование курса Количество часов в год Всего 136 Курс «Школа ведущих» В интересах детей с участием обучающихся и их семей на основе учебного плана, представленного в данной дополнительной образовательной программы, может являться основой разработки индивидуальных учебных планов, для формирования индивидуальной траектории развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. №п/п Темы занятий 1 2 Введение. Театральное творчество 3 Начинающий актер 4 5 6 7 всего часов 2 20 теория практика 2 10 10 16 4 12 Ораторское искусство Мастерство ведущего 26 50 4 10 22 40 Проба пера (создание проекта) Итоговое занятие Всего 20 6 14 2 136 1 37 1 99 формы контроля беседа беседа практика беседа практика диспут диспут практика практика практика 3.2. Календарный учебный график Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2). Год обучения Реализация ДООП Комплектование группы Промежуточная Каникулы Итоговая аттестация Летние каникулы 8 аттестация 1 с 15.09. по 31.05. с 01.09. по 14. 09. 20.12 по 28.12 с 01.01. по 08.01. с 20.05. по 31.05. с 01.06. по 31.08. Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2). Образовательная деятельность проводится во время учебного года. Учебный год начинается с первого учебного дня текущего учебного года. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность учебного года: • с первого учебного дня текущего учебного года по 30 декабря • с 08 января по 31 мая Продолжительность зимних каникул: • с 30 декабря по 08 января (11 календарных дней) Продолжительность летних каникул: • с 01 июня по 31 августа (92 календарных дня) Промежуточная и итоговая аттестация не проводятся. 3.3. Система условий реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы 3.3.1. Материально - технические условия Настоящая дополнительная общеразвивающая образовательная программа «школа ведущих» реализуется за счет обеспечения современной материально-технической базой. Материально-техническая база МБОУ СОШ № 179 приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы, необходимого учебно-материального оснащения образовательной деятельности и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Учебные помещения обеспечены комплектами оборудования для реализации программы, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарем. Размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий, обеспечивают возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и деятельности для всех участников образовательных отношений, соответствуют СанПиН. Материальное обеспечение Оборудование: - зеркало - аудио хрестоматии, музыкальные интернет коллекции. - микрофоны - персональный компьютер, принтер; - фотоаппарат, видеопроектор, экран, - канцелярские товары. 9 3.3.2. Информационно - методические условия Информационно-методические условия реализации дополнительно образовательной программы обеспечиваются современной информационно-образовательной средой. Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательных отношений в решении учебно- познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентность). Основными элементами ИОС являются: - информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях; - информационно-образовательные ресурсы Интернета; - вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура; - прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансовохозяйственную деятельность образовательного учреждения (делопроизводство, кадры, учет питания и т. д.). Перечень методических рекомендаций, используемых в образовательной деятельности 1. Афанасьев, С.П. Новогодний утренник [Текст]: Сценарии новогодних театрализованных представлений для начальной школы / С.П. Афанасьев, С.Н Грознов., С.Ю. Новиков. – Кострома: МЦ «Вариант», 2009. - 85 с. 2. Бекина, С.И. Музыка движения [Текст]:: Упражнения, игры и пляски для детей / С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н Соковнина. - М.: «Просвещение», 1983. – 124 с. 3. Бирженюк, Г.М. Методическое руководство культурно – просветительской работой [Текст]: Учебное пособие для студентов институтов культуры / Г.М. Бирженюк, Л.В. Бузине, Н.А. Горбунова. – М.: Просвещение, 1989. – 212 с. 4. Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.И. Бочкарева. – Кемерово: Кемеровская Государственная Академия культуры и искусства, 2008. – 67 с. 5. Бочкарева, Н.И. Ритмика и хореография [Текст]: Учебно – методический комплекс для хореографических отделений, школ, гимназий, ДМШ, школ искусств / Н.И. Бочкарева. - Кемерово: Кемеровская Государственная Академия культуры и искусства, 2000. – 85 с. 6. Бурдихина, Н.В. 50 игр с залом. [Текст] / Н.В. Бурдихина, И.М. Матусяк. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 98 с. 7. Былеева, Л.В. Игра?.. Игра! [Текст] / Л.В. Былеева, В.А. Таборко. – М.: «Молодая гвардия», 1988. - 56 с. 8.Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения [Текст]: Книга для учителя. / Б.А. Буяльский. - М.: Просвещение, 1986. – 74 с. 9. Геллер, Е.М. Игры на переменах для школьников. [Текст] / Е.М. Геллер. - М.: Физкультура и спорт, 2005. – 86 с. Интернет-ресурсы 1. https://www.google.ru/amp/s/www.calc.ru/461.amp.html виды и жанры театрального искусства 2. http://m.pikabu.ru/story/obeshchannyiy_kalendar_quots .. советы начинающим театралам 3. http://eh- zhiznya.ru/publ/koncert_organizacija_i_vidy .. концерт. Организация и виды концертов 10 4. http://videoforme.ru/blog/2013/01/23/teatralnyj-grim -.. театральный гримм и его особенности 5. https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-oso .. стилистические особенности народного костюма 6. http://social- culture.ru/index.php ?request=full&i.. классификация игр. Роль игровых программ в реализации массовых праздников и народных гуляний 7. http://otherreferats.allbest.ru/culture/00268547_0.html 8. Фестивали и праздники народного творчества. Особенности организации и проведения 9. http://5slov.ru/prazdniki_mira.php праздники и фестивали мира. 4. Оценочные и методические материалы 4.1. Оценочные материалы Формы контроля Формы контроля разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения дополнительной общеразвивающей образовательной программы, отражают ее цель и задачи, позволяют выявить уровень достижения планируемых результатов. Для отслеживания уровня достижения планируемых результатов используются следующие формы контроля: Сроки проведения Цель проведения 1. Стартовая диагностика В начале учебного Определение уровня развития детей, творческих года способностей Формы контроля Беседа, опрос, тестирование, анкетирование 2. Текущий и тематический контроль По окончании Определение степени освоения обучающимися изучения темы или учебного материала. Определение уровня раздела. В конце 1 достижения планируемых результатов и 2 полугодия конкурс, творческая работа, презентация творческих работ, тестирование,анкетиров. 11 Результаты обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе Показатели (оцениваемые параметры) Методы диагностики 1. Уровни знаний / пониманий Наблюдение, тестирование, ▪ Наличие общих представлений (менее ½ объема знаний) собеседование ▪ Наличие ключевых понятий (объем усвоенных знаний более 1/2) ▪ Наличие прочных системных знаний, (освоен практически весь объем) 2. Уровни умения применять знания на практике Выполнение заданий ▪ Репродуктивный несамостоятельный (деятельность осуществляется под непосредственным контролем преподавателя на основе устных и письменных инструкций). ▪ Репродуктивный самостоятельный (деятельность осуществляется на основе типовых алгоритмов). ▪ Творческий (в процессе деятельности творчески используются знаний, умений, предлагаются и реализуются оригинальные решения) 3. Наличие опыта самостоятельной деятельности Анализ, исследовательские ▪ Очень незначительный опыт; работы, конкурсные работы, ▪ Незначительный балл (от случая к случаю); наблюдение ▪ Эпизодическая деятельность; ▪ Периодическая деятельность; ▪ Богатый опыт (систематическая деятельность) 4. Сформированность личностных качеств Анализ, наблюдение, ▪ Очень низкая (проявились отдельные элементы); собеседование ▪ Низкая (проявилась частично); ▪ Недостаточно высокая (проявилась в основном); ▪ Высокая (проявились полностью) На основе вышеприведенного анализа заполняется диагностическая карта (оценочный лист) таблица 2. Диагностическая карта успеваемости воспитанников объединения Ф.И.О. Знать / Уметь Владеть Личностные Итого Оценка понимать использовать опытом (маx- качества (маx-4 баллов (маx-3 балла) (маx-4 балла) 5 баллов) балла) 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Иванов А. Результаты деятельности каждого обучающегося по каждому из показателей суммируются для определения итогового балла. Коэффициент сформированности: 80-100 «отлично» 50-79 «хорошо» 30-49 «удовлетворительно» Менее 29 «неудовлетворительно» Данный подход к оценке результатов обучения позволяет: - Выявить этапы и уровни образовательного процесса 12 - Определить поэлементную систему оценки знаний обучающихся; - Обеспечить воспитанникам возможность самооценки своей учебной деятельности; - Осуществлять более объективную оценку технологической подготовки обучающихся; - Ознакомление обучаемых с логикой и структурой содержания способствует мотивации образовательной деятельности, служит основой осознания обучаемыми значимости получаемых знаний для формирования трудовых навыков и умений преобразования окружающей действительности. 4.2. Методические материалы Методическая основа курса – деятельностный подход, то есть организация максимально продуктивной творческой деятельности детей. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер, но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов. Формы организации учебного занятия: Игровое занятие: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Создание ситуации занимательности, развитие коммуникативных навыков, активизация мыслительных процессов. Практическое занятие с решением учебных проблем способствует выработке умения обращаться с предметами, инструментом, материалами, и применять теорию в практике, учит трудовой деятельности. Самостоятельная работа: поиск решения проблемы самостоятельно. Творческое занятие: применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом. Конкурсы: развитие ответственности, самостоятельности, оценка роста мастерства. Структура занятий Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления Цель первой части – развитие элементов логического мышления. Основными задачами являются: - совершенствование навыков классификации. - обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключенияна основе проведенного анализа. - активизация памяти и внимания. - развитие комбинаторных способностей. вторая часть занятия - теория. Получение новых знаний третья часть занятия - практика. Закрепление полученных знаний Педагогические технологии, используемые при реализации настоящей программы: • проектная деятельность – основная технология освоения программы обучающимся; через проектную деятельность обучающийся проектирует (совместно с педагогом) и реализует индивидуальную образовательную траекторию в рамках данной программы; • информационные технологии (различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации) позволяют визуально представить замысел будущего проекта, конструируемой модели; создать демонстрационные дидактические материалы к занятиям; составить объемную модель в виртуальном пространстве; обработать результат реализации проекта в различных редакторах, получить экспертную оценку. 13 14