1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ................................................................................................................. 3 Основные характеристики образования .................................................................................... 5 1.1. Объем программы 5 1.2. Планируемые результаты освоения программы 5 1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей образовательной программы 8 Организационно-педагогические условия и формы аттестации………………………..11 1.4. Учебный план 11 1.5. Календарный учебный график 12 1.6. Рабочая программа «Футбол» 12 1.7. Система условий реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы…………………………………………………… 16 3.1.1. Материально-технические услови ........................................................................... 16 3.1.2. Информационно-методические условия ................................................................. 17 Оценочные и методические материалы ..................................................................................... 18 1.8. Оценочные материалы 18 1.9. Методические материалы 20 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная дополнительная общеобразовательная программа «Футбол» разработана на основании следующих документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р). 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 4. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. (№093242) 6. Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировки общеобразовательных программ» 7. Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н; 8. Стратегия развития воспитания Свердловской области до 2025г.; 9. Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"; 10. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. 11. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 № 30-15-433/16). 12. Конвенция ООН о правах ребенка. 13. Устав МБОУ СОШ № 179 Целью физического воспитания в спортивных секциях является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности воспитанника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Программа «Футбол» создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. Футбол – спортивная командная игра, которая является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов воспитанников (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой 3 игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников. Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций воспитанников. Игра всегда привлекает детей, повышает их интерес к занятию. Игры формируют у детей важные навыки совместной работы, общения. В игровой деятельности воспитывается ответственность воспитанников, развиваются их способности заботиться о товарищах, сочувствовать и сопереживать, понимать радости и горести, поражения и победы. Систематическая тренировка и участие в соревнованиях благотворно сказываются на физическом развитии футболиста, повышают его работоспособность, улучшают работу зрительного аппарата, повышают подвижность нервной системы и развивают волевые качества. Футбол обладает рядом особенностей, делающих эту игру интересной и заманчивой. Во-первых, здесь каждый игрок значительно чаще работает с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в этой игре забивается довольно много голов, в-третьих, каждый участник должен действовать с полной отдачей сил, успевая обороняться и атаковать. Мяч практически все время находится в игре, что не вызывает вынужденных и утомительных остановок. Направленность программы – физкультурно-спортивная. Актуальность программы состоит в том, что футбол – популярный вид спорта. А через заинтересованность учащихся в футболе есть возможность реализовать цель данной программы, а именно развить психические и физические качества ребенка, мотивировать его к здоровому образу жизни. Новизна данной программы заключается в том, что в данной программе разработана система поэтапного обучения и контроля, в результате которой дети получают расширенное представление об игре в футбол, овладевают основными навыками игры, осваивают счет, а по окончании обучения могут не только самостоятельно играть в футбол, но и реализовать объективное судейство, также в ходе обучения у учащихся формируется чувство необходимости в регулярных занятиях спортом. Общей целью программы является формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Задачи программы. Образовательные: - формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами в футболе; - освоение знаний о футболе, его истории и о современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; - обучение навыкам и умениям в данной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; - овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек; - освоение ударов по мячу и остановок мяча; -овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей; - освоение техники ведения мяча; - освоение техники ударов по воротам; - закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей; - освоение тактики игры. Развивающие: - укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей; 4 - развитие выносливости; - развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. Воспитательные: - воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности; - воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности; - воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим; - приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела. Сроки реализации образовательной программы Объем учебных часов по программе: 136 часов Занятия с обучающимися проводятся 2 раза в неделю, 136 часов в год, 34 недели. По данной программе обучается 5 групп. Возрастные особенности Особенности возраста 6–11 лет (Младший школьный возраст) У младших школьников уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха. Особенности возраста 11-15 лет (Средний школьный возраст) Средний школьный возраст - переходный от детства к юности. Характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Особое значение для него также имеет возможность самовыражения и самореализации. Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Футбол» рассчитана на обучающихся 7–12 лет, нормативный срок освоения 1 (один) учебный год (136 часов). Продолжительность занятий 40 минут. 2.2. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Планируемые результаты. Личностные результаты: 5 • • • • положительное отношение школьников к занятиям двигательной деятельностью, накопление необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. В области познавательной культуры: • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности. • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о способах профилактики заболеваний средствам физической культуры. В области нравственной культуры: • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности; В области трудовой культуры: • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям; • соблюдать технику безопасности на уроке, в школе, вне школы; В области эстетики: • красивая и правильная осанка, умение ее длительно сохранять при разных формах движений и передвижений; • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой; В области коммуникативной культуры: • анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; • находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры: • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, а различных изменяющихся внешних условий; 6 • • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; умение максимально проявлять физические качества при выполнении тестовых упражнений по физической культуре. Метапредметные результаты: В области познавательной культуры: • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и (отклоняющегося) поведения; • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека. В области нравственной культуры: • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. В области трудовой культуры: • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий. В области эстетической культуры: • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия. В области коммуникативной культуры: • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме; • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника. В области физической культуры: • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. Предметные результаты: В области познавательной культуры: • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; 7 • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры: • умение оказывать помощь товарищу при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме • обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды. В области эстетической культуры: • способности вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями. В области коммуникативной культуры: • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; В области физической культуры: • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, • контролировать и анализировать эффективность этих занятий. Формы подведения итогов: • соревнования; • дружеские встречи; • участие в спортивных мероприятиях города, района и школы. 2.3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ I раздел. Основы знаний по футболу. - Развитие футбола в России и за рубежом: Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: чемпионат и Кубок России. Участие российских футболистов в международных соревнованиях (первенство Европы, мира, Олимпийские игры). Российские и международные юношеские соревнования (чемпионат и Кубок России, «Юность», чемпионаты Европы и мира). Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз ФИФА, УЕФА, лучшие российские команды, тренеры, игроки. 8 - Терминология элементов футбола: Понятие о спортивной технике, стратегии, системе, тактике и стиле игры, понятие «зона», «персональная опека», «финты» и т.д. - Строение и функции организма человека: Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль центральной и нервной системы в деятельности организма. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся, совершенствование функций мышечной системы. Органов дыхания, кровообращения под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями для закрепления здоровья, развития физических и достижения высоких спортивных результатов. - Профилактика травматизма при занятиях футболом: Врачебный контроль при занятиях футболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля. Понятие о «спортивной форме», утомлении, переутомлении. Меры предупреждения переутомления. Значение активного отдыха для спортсмена. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травмы и их профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание первой помощи (до врача). Раны и их разновидности. Спортивный массаж. Общее понятие. Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Массаж до, во время и после тренировки и соревнований. Противопоказания к массажу. II раздел. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек. - Стойка игрока. - Перемещения в стойке приставными шагами боком. - Перемещения в стойке приставными шагами спиной вперед. - Ускорения, старты из различных положений. - Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). - Бег «змейкой», «восьмеркой» - Бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед. III раздел. Техника ударов по мячу и остановок мяча. - Удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной и средней частью подъема. - Удары по катящему мячу носком, серединой лба (по летящему мячу). - Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. -Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой. -Остановка мяча грудью. - Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель. - Передача мяча партнеру. - Ловля низколетящего мяча вратарем. IV раздел. Техника ведения мяча. - Ведение мяча по прямой с изменением направления движения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой. 9 - Ведение мяча по прямой с изменением скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой. - Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника. - Ведение мяча по прямой с изменением направления движений и скорости ведения с активным сопротивлением защитника. - Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам. V раздел. Техника защитных действий. - Зонная защита. - Персональная защита. - Смешанная защита. - Тактические действия: взаимодействие игроков в нападении и защите – индивидуальные, групповые и командные действия. - Вырывание, отбивание, вбрасывание и выбивание мяча. - Игра вратаря – при ловле низких, полувысоких, высоких мячей. - Перехват мяча. VI раздел. Тактика и техника игры. - Расстановка игроков на поле. - Тактика свободного нападения. - Тактические действия линий обороны и атаки: а) индивидуальная тактика игрока; б) коллективные тактические действия; в) выбор места игрока; г) создание численного перевеса при атаке; д) отвлекающие действия игроков. - Позиционное нападение без изменения позиций игроков. - Позиционное нападение с изменением позиций игроков. - Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот. - Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. - Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. - Отличительные особенности в тактике от других спортивных игр (волейбол, баскетбол). VII раздел. Соревнования, правила соревнований. - Основные правила соревнований по футболу. - Судейство игр. - Эстафеты с элементами футбола. Техническая и тактическая подготовка. Техническая подготовка. Техника передвижения. Бег обычный, спиной вперед скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугами, изменением направления и скорости. Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверхназад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега. Для вратарей – прыжки в сторону с падением «перекатом». Повороты переступанием, прыжком, на опорной ноге, в стороны и назад, на месте и в движении. Остановки во время бега выпадом и прыжком. 10 Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема, по неподвижному и катящемуся (навстречу, от игрока, справа или слева) мячу. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Удары внешней частью подъема. Выполнение ударов после остановки, рывков; ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота в ногу партнеру, на ход двигающемуся партнеру. Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка, в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота партнеру. Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящего и опускающего мяча – на месте, в движении вперед и назад. Остановка внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу мяча. Остановки с переводом в стороны, подготавливая мяч для следующих действий и закрывая его туловищем от соперника. Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней частью подъема. Ведение правой и левой ногой по прямой и по кругу, а также меняя направление движения, изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроль над мячом. Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» (при атаке противника спереди умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую). Обманное движение «ударом» по мячу ногой (имитируя удар, уход от соперника вправо и влево). Обманные движения, уход выпадом и перенос ноги через мяч. Финты ударом ногой с убиранием мяча под себя и с пропусканием мяча партнеру «ударом головой». Обманные движения «остановкой во время ведения с наступанием и без наступания на мяч подошвой», «после передачи мяча партнером с пропусканием мяча». Выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением. Тактика игры вратаря: Основная стойка вратаря. Перемещение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом, скачками. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону вратаря на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке, катящего и низко летящего навстречу и несколько в ворота мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего мяча и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места, на месте. Ловля летящего в сторону на уровне живота. Груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одной и двумя руками без прыжка и в прыжке; с места и разбега. Бросок мяча ногой: с земли 9 по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность. Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником ударом и остановкой мяча ногой в широком выпаде (полушпагат и шпагат) и в подкате. Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча из различных исходных положений с места и после разбега. Вбрасывание мяча на точность и дальность. Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации. 11 Групповые действия: Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно о своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую и среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывании мяча (не менее одной по каждой группе). Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношении опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар по мячу или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом. Групповые действия. Противодействие комбинаций «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций. Тактика вратаря. Уметь выбрать позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот. 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план, реализующий настоящую дополнительную общеразвивающую образовательную программу (далее - учебный план), определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, практики и иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации. Учебный план: – фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; – определяет (регламентирует) перечень учебных курсов и время, отводимое на их освоение иорганизацию. Учебный план (136 часов за учебный год) Наименование курса Курс «Футбол» 1 группа Количество часов в год Всего 136 Курс «Футбол» 2 группа 136 Курс «Футбол» 3 группа 136 Курс «Футбол» 4 группа 136 Курс «Футбол» 5 группа 136 В интересах детей с участием обучающихся и их семей на основе учебного плана, представленного в данной дополнительной образовательной программы, может являться основой разработки индивидуальных учебных планов, для формирования индивидуальной траектории развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). 12 3.2. Календарный учебный график. Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2). Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы Образовательная деятельность проводится во время учебного года. Учебный год начинается с первого учебного дня текущего учебного года. Календарный учебный график: Год Реализация Комплектов обучен ДООП ание ия группы 1 с 15.09. по 31.05. с 01.09. по 14. 09. Промежу точная аттестаци я 20.12 по 28.12 Каникулы Итоговая аттестация Летние каникулы с 01.01. по 08.01. с 20.05. по 31.05. с 01.06. по 31.08. Учебно-тематический план № Содержание материала п/п период Всего в Осень Зима год В процессе занятий Основы знаний по футболу Практика 1. -Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек 20 2 Техника ударов по мячу и остановок мяча 14 Весна Лето 5 5 5 5 4 4 5 1 3 Техника ведения мяча 15 5 4 4 2 4 Техника защитных действий 8 1 1 3 3 5 Тактика и техника игры 9 1 - 4 4 6 Соревнования, правила соревнований 2 1 - - 68 17 14 21 1 16 ВСЕГО 3.3.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФУТБОЛ» Дополнительная общеобразовательная программа курса «Футбол» рассчитана на 68 часов за учебный год. Планируемые результаты. Личностные результаты: • положительное отношение школьников к занятиям двигательной деятельностью, накопление необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. 13 • • • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. В области познавательной культуры: • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности. • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о способах профилактики заболеваний средствам физической культуры. В области нравственной культуры: • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности; В области трудовой культуры: • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям; • соблюдать технику безопасности на уроке, в школе, вне школы; В области эстетики: • красивая и правильная осанка, умение ее длительно сохранять при разных формах движений и передвижений; • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой; В области коммуникативной культуры: • анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; • находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры: • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, а различных изменяющихся внешних условий; • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; • умение максимально проявлять физические качества при выполнении тестовых упражнений по физической культуре. Метапредметные результаты: В области познавательной культуры: 14 • • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и (отклоняющегося) поведения; понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека. В области нравственной культуры: • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. В области трудовой культуры: • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий. В области эстетической культуры: • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия. В области коммуникативной культуры: • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме; • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника. В области физической культуры: • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. Предметные результаты: В области познавательной культуры: • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры: • умение оказывать помощь товарищу при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; 15 • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме • обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды. В области эстетической культуры: • способности вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями. В области коммуникативной культуры: • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; В области физической культуры: • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, • контролировать и анализировать эффективность этих занятий. Формы подведения итогов: • соревнования; • дружеские встречи; • участие в спортивных мероприятиях города, района и школы. Методы обучения: - Словесные: беседа, рассказ, объяснение, указание, сравнение. - Наглядные: показ, исполнение педагогом, наблюдение. - Практические: тренировочные упражнения, выполнение упражнений с помощью партнера, педагога, команды. Ожидаемые результаты: - освоение техническими приемами в процессе перехода к двухсторонней игре; - совершенствование техники владения мячом; - освоение тактики игры. 3.4.СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3.4.1.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ № п/п 1 Необходимые средства Технические средства: компьютер Необходимое количество, имеющихся в наличии 1 16 2 3 4 5 6 Программные инструменты: Да Обеспечение технической, методической и организационной поддержки разработка планов, заключение договоров Да Да подготовка распорядительных документов подготовка локальных актов Да Отображение образовательных отношений в информационной среде осуществляется связь педагогов, администрации, родителей Да Компоненты на бумажных носителях Учебные пособия Компоненты на электронных носителях электронные наглядные пособия электронные учебные материалы Да Имеются Имеются Материалы и оборудование: - спортивный зал с волейбольной и баскетбольной площадкой, хорошим освещением, раздевалкой, необходимым температурным режим; - мячи футбольные; - футбольные мини – ворота; - форма для занятий по футболу; - мячи для других игровых видов спорта (баскетбольные, волейбольные); - мячи для метания; - мячи набивные; - гимнастическая стенка «шведская»; - гимнастические скамейки; - маты гимнастические; - скакалки; - гимнастические палки; - секундомер; - рулетка; - канат; - свисток; - конусы; - фишки; - манишки. 3.4.2.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Информационно-методические условия реализации дополнительно образовательной программы обеспечиваются современной информационно-образовательной средой. Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). • Основными элементами ИОС являются: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; 17 • • • • информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура; прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения (делопроизводство, кадры, учет питания и т. д.). Перечень методических материалов, использованных в образовательной деятельности: • Теория и методика футбола: учебник / В.П. Губа, А.В. Лексаков, М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, А.В. Антипов, В.И. Колосков, В.В. Варюшин, М.М. Полишкис; под общ. ред. В.П. Губы, А.В. Лексакова – 3-е изд., стереотип. – М.: Спорт, Человек, 2020. 624 с. • Кузнецов А. Футбол. Настольная книга детского тренера. – М.: Профиздат, 2020 • Методические рекомендации «Программа подготовки футболистов 6-9 лет» (подготовлена Российским Футбольным Союзом (РФС)) • «Программа подготовки футболистов 10-14 лет» (РФС) 4 ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 4.1. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Важнейшей функцией управления педагогическим процессом является контроль, определяющий эффективность учебной работы на всём её протяжении. Применяются следующие виды и формы контроля: - предварительный контроль (оценка уровня развития физических качеств), осуществляется педагогом в форме тестирования. - текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала, физической подготовленности и состояния здоровья) осуществляется педагогом в форме наблюдения. - промежуточный контроль, (за подготовленностью - (навыки)) проводится один раз в полугодие в форме тестирования. - итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме выполнения контрольных упражнений (тестирование) по общей физической подготовке, уровню освоения навыков футбола, а также теоретических знаний. Контрольные нормативы для полевых игроков и вратарей. - ОФП: Возраст, лет Контрольные упражнения пол 7 8 9 10 м 6,7 6,4 6,2 6,0 Бег 30 м с высокого старта, с д 6,8 6,5 6,4 6,2 Челночный бег, 3*10 м, с 6-минутный бег, м Прыжок в длину с места, см 11 5,8 12 5,6 6,0 5,9 м д м д м 10,0 10,4 140 9,5 10,1 150 9,3 9,7 160 9,0 9,5 170 8,8 9,3 178 8,6 9,1 1150 950 185 д 120 130 135 140 145 150 18 Метание набивного мяча (1 кг), м Отжимания из упора на полу, раз м 4,5 5,0 5,3 5,8 6,2 6,8 д 3,0 3,4 3,8 4,2 4,6 4,8 м 4 4 6 8 10 15 д 3 3 4 5 7 9 - по технической подготовке: № п/п 1. 2. Контрольные нормативы пол Результаты 9 10 лет лет 7 лет 8 лет 11 лет 12 лет м 18 22 26 28 30 32 д 10 12 14 16 18 20 м 15 12 9,5 8,5 7,6 6.8 д 20 16 13 10 8,5 7 м д м д - 4 - 6,5 8 - 6,5 8 4 6,3 - 6,1 - 6 8 Удар по мячу на дальность (м) Комплексное упражнение: ведение 10 м, обводка трех стоек, поставленных на 12- метровом отрезке, с последующим ударом (2,5 х 1,2 м) с расстояния 6 м – из трех попыток (сек). 3. Бег на 30 м с ведением мяча (сек) 4. Жонглирование мячом ногами (количество ударов) Для полевых игроков: Бег 30м с ведением мяча выполняется с высокого старта, мяч можно вести любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча, не считая остановки за финишной линией. Упражнение считается законченным, когда игрок пересечет линию финиша. Учитель на старте фиксирует правильность старта и количество касаний мяча, а на финише – время бега. Бег 5х30 с ведением мяча выполняется так же, как и бег на 30 м с мячом. Все старты – с места. Время на возвращения на старт – 25 сек. В случае нарушения правил прохождения отрезка футболист возвращается на старт (за счет 25 сек) и упражнение повторяется. Удар по мячу на дальность выполняется правой и левой ногой по неподвижному мячу с разбега любым способом. Измерение дальности полета мяча производится от места удара до точки первого касания мяча о землю по коридору шириной 10 м. Для удара каждой ногой даются три попытки. Засчитывается лучший результат ударов каждой ногой. Конечный результат определяется по сумме лучших ударов обеими ногами. Вбрасывание мяча на дальность выполняется в соответствии с правилами игры в футбол по коридору шириной 2 м. Мяч, упавший за пределами коридора, не засчитывается. Даются три попытки. Учитывается результат лучшей попытки. По технической подготовке: Удары по воротам на точность выполняется по неподвижному мячу правой и левой ногой с расстояния 17 м (подростки 10-11 лет – с расстояния 11 м). Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам выполняются с линии старта (30м от линии штрафной площади), вести мяч 20 м, далее обвести змейкой четыре стойки (первая стойка ставится в 10м от штрафной площади, а через каждые 2 м ставятся еще три стойки), и, не доходя до штрафной площади, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до 19 пересечения линии ворот мячом. В случае, если мяч не будет забит в ворота, упражнения не засчитывается. Даются три попытки, учитывается лучший результат. Жонглирование мячом – выполняются удары правой и левой ногой (серединой, внутренней и внешней частями подъема), бедром и головой. Удары выполняются в любой последовательности без повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары, выполненные разными способами, из них не менее раза головой, правым и левым бедром. Для вратарей: Доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке – выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой. Высота прыжка определяется разницей между высотой подвешенного мяча и высотой вытянутой руки (кисть сжата в кулак). На каждую высоту дается три попытки. Учитывается лучший результат. Удар по мячу ногой с рук на дальность (разбег не более четырех шагов) – выполняется с разбега, не выходя из пределов штрафной площади. По коридору шириной в 10 м. Мяч, упавший за пределы коридора, не засчитывается. Дается три попытки. Учитывается лучший результат. Вбрасывание мяча рукой на дальность (разбег не более четырех шагов) выполняется по коридору ширенной 3 м. 4.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методы проведения занятий. Словесные: беседа, рассказ, объяснение, указание, сравнение. Наглядные: показ, исполнение педагогом, наблюдение. Практические: тренировочные упражнения, выполнение упражнений с помощью партнера, педагога, команды. • • • Формы подведения итогов. • • • соревнования; дружеские встречи; участие в спортивных мероприятиях города, района и школы. Структура занятий Первая часть (подготовительная) Происходит начальная организация занимающихся объясняются задачи и кратко раскрывается содержание тренировочного занятия. Главная цель подготовительной части функциональная подготовка организма к предстоящей основной деятельности, поэтому используемые средства по координационной структуре и характеру нагрузок должны соответствовать особенностям упражнений основой части. Продолжительность подготовительной части составляет около 15–20% общего времени. Основная часть направлена на решение задач занятия, связанных с обучением и совершенствованием техники и тактики, развитием специальных физическим качеств и т. д. При этом задачи формулируют конкретно с использованием общепринятой терминологии, а их количество не должно превышать двух-трех. При построении основной части руководствуются следующими положениями: 20 1. Задачи обучения, развития быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств решают в первой половине основной части. 2. Задачи, связанные с совершенствованием и развитием выносливости, решают преимущественно во второй половине основной части. З. динамика нагрузки в тренировочном занятии носит волнообразный характер, с наивысшим уровнем в середине основной части. Продолжительность основной части зависит от общего объема тренировочной нагрузки и обычно составляет 70–80% общего времени. Заключительная часть занятия должна обеспечивать постепенное снижение нагрузки и приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние. В конце занятия подводятся итоги, даются индивидуальные задания. На заключительную часть отводится 5–10% общего времени. В зависимости от цели и задач в подготовке футболистов используют комплексные и тематические занятия. Комплексные занятия направлены на одновременное решение нескольких задач подготовки: физической, технической и тактической. В тренировке юных футболистов преимущественно применяют комплексные уроки. Тематические занятия связаны с углубленным овладением одной из сторон подготовки: физической, технической или тактической. Организационной формой и методической основой проведения урока являются групповые и индивидуальные тренировочные занятия. Групповые занятия проводятся с отдельной учебной группой или командой. Командный характер игры в футбол предусматривает повышенное требование к взаимодействию между игроками, необходимость решения коллективных задач. В связи с этим процесс обучения и воспитания более эффективен в групповых занятиях. Этому способствует индивидуализация заданий с учетом особенностей и подготовленности занимающихся. В групповых занятиях занимающиеся выполняют задания при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном. При фронтальном методе предлагается одно и то же задание, которое выполняется всеми одновременно. В подгруппах (например, защитников и нападающих) занимающиеся получают отдельные задания. При индивидуальном методе отдельные футболисты получают самостоятельные задания (например, вратарь). Организация занятий фронтальным методом используется преимущественно в процессе обучения, так как позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход. При тренировке в подгруппах и самостоятельно ограничены возможности контроля, но более эффективна индивидуализация. В индивидуальных занятиях используются различные средства и методы тренировки с учетом индивидуальных особенностей футболиста. Цель тренировки - ускорение темпов совершенствования спортивного мастерства. Свое конкретное выражение цель и задачи тренировки получают в индивидуальных планах, которые разрабатываются совместно тренером и игроком. Индивидуальные занятия проводятся в самостоятельной и групповой формах. 21 Приложение Календарно - тематическое планирование № Учебный материал 1 Терминология элементов футбола: Понятие о спортивной технике, стратегии, системе, тактике и стиле игры, понятие «зона», «персональная опека», «финты» и т.д. 2 Профилактика травматизма при занятиях футболом: Врачебный контроль при занятиях футболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля. Понятие о «спортивной форме», утомлении, переутомлении. Меры предупреждения переутомления. Значение активного отдыха для спортсмена. 3 Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травмы и их профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание первой помощи (до врача). Раны и их разновидности. 4 Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком. Перемещения в стойке приставными шагами спиной вперед. 5 Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком. Перемещения в стойке приставными шагами спиной вперед. 6 Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком. Перемещения в стойке приставными шагами спиной вперед. 7 Ускорения, старты из различных положений. 8 Бег «змейкой», «восьмеркой». Бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед 9 Бег «змейкой», «восьмеркой». Бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед 10 Комбинации из освоенных элементов остановки, повороты, ускорения). 11 Удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной и средней частью подъема. 12 Удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной и средней частью подъема. 13 Удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной и средней частью подъема. 14 Удары по катящему мячу носком, серединой лба (по летящему мячу). 15 Удары по катящему мячу носком, серединой лба (по летящему мячу). 16 Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. 17 Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. 18 Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой. 19 Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой. 22 техники передвижений (перемещения, 20 Остановка мяча грудью. 21 Остановка мяча грудью. 22 Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель. 23 Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель. 24 Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель. 25 Передача мяча партнеру. 26 Передача мяча партнеру. 27 Передача мяча партнеру. 28 Передача мяча партнеру. 29 Ведение мяча по прямой с изменением направления движения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой. 30 Ведение мяча по прямой с изменением направления движения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой. 31 Ведение мяча по прямой с изменением скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой. 32 Ведение мяча по прямой с изменением скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой. 33 Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника. 34 Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника. 35 Ведение мяча по прямой с изменением направления движений и скорости ведения с активным сопротивлением защитника. 36 Ведение мяча по прямой с изменением направления движений и скорости ведения с активным сопротивлением защитника. 37 Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам. 38 Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам. 39 Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам. 40 Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам. 41 Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам. 42 Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам. 43 Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар 23 по воротам. 44 Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам. 45 Зонная защита. 46 Персональная защита. 47 Смешанная защита. 48 Тактические действия: взаимодействие игроков индивидуальные, групповые и командные действия. в нападении и защите – 49 Тактические действия: взаимодействие игроков индивидуальные, групповые и командные действия. в нападении и защите – 50 Вырывание, отбивание, вбрасывание и выбивание мяча. 51 Игра вратаря – при ловле низких, полувысоких, высоких мячей. 52 Перехват мяча. 53 Расстановка игроков на поле. Тактика свободного нападения. 54 Тактические действия линий обороны и атаки: а) индивидуальная тактика игрока; б) коллективные тактические действия; в) выбор места игрока; г) создание численного перевеса при атаке; д) отвлекающие действия игроков. 55 Позиционное нападение без изменения позиций игроков. 56 Позиционное нападение с изменением позиций игроков. 57 Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот. 58 Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот. 59 Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. 60 Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. 61 Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. 62 Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. 63 Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. 64 Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. 65 Основные правила соревнований по футболу. 66 Судейство игр. 67 Эстафеты с элементами футбола. 68 Эстафеты с элементами футбола. 24