1. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.2. 1.2.1. 1.3. 1.3.1. 1.3.2. Содержание Общее положение Целевой раздел Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Содержательный раздел Программа коррекционной работы Организационный раздел Учебный план Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 3 5 5 8 13 14 16 17 17 18 1. Общее положение Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО для обучающихся с НОДА самостоятельно разработана и утверждена МБОУ СОШ № 179, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с НОДА на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА составляют: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ; Устав МБОУ СОШ № 179. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА состоит из двух частей: - обязательной части, - части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования для обучающихся с НОДА. В структуре каждого варианта адаптированной программы представлены: 1.Пояснительная записка, в которой раскрыты: цель и задачи ОП, срок освоения АООП и АОП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к развитию обучающихся). 2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированных образовательных программ начального общего образования. 3. Содержание образования: - Учебный план, включающий календарный график учебного процесса. - Рабочие программы учебных предметов. - Программа духовно-нравственного развития. - Программы коррекционных курсов. - Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с НОДА на ступени начального общего образования. - Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. - Программа внеурочной деятельности. 4.Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. 5. Условия реализации ООП: - кадровые условия, - финансово-экономические условия, - материально-технические условия. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА требованиями к: - структуре образовательной программы; - условиям реализации образовательной программы; - результатам образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования. В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы: - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА; - принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; - принцип сотрудничества с семьей. 1.1. Целевой раздел 1.1.1. Пояснительная записка Настоящая адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми множественными нарушениями развития МБОУ СОШ № 179 разработана в соответствии с принципами, структурой, понятиями и подходами Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4). АООП обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями (вариант 6.4) МБОУ СОШ № 179 отражает особенности и возможности обучающихся 1, 1-4 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми множественными нарушениями развития, образовательные потребности и запросы обучающихся и родителей; ориентирована на стратегические цели развития образования Российской Федерации. Адресность программы. АООП НОО обучающиеся с ТМНР (вариант 6.4) МБОУ СОШ № 179 рассчитана на 5летний срок (1, 1-4 класс) освоения. Целью реализации АООП НОО (вариант 6.4) является развитие необходимых жизненных компетенций, позволяющих достичь максимально возможного уровня социализации обучающихся с ТМНР. Задачи начального общего образования на основе АООП (вариант 6.4): - формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить ее до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками); - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия; - достижение учащимися с НОДА и ТМНР доступного уровня начального общего образования, формирование основ учебной деятельности обучающихся с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей; - создание специальных условий для получения образования в соответствии с индивидуальными особенностями и особыми потребностями обучающихся с НОДА и ТМНР. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА и ТМНР Для детей с тяжелыми множественными нарушениями характерно сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести с нарушениями интеллектуального развития, сенсорными нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых обучающихся выявляются соматические заболевания, которые значительно осложняют развитие и обучение. ТМНР представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное переплетение между всеми нарушениями, составляющими ее структуру. Выявляется значительная неоднородность этой группы детей по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Уровень психофизического развития обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков и качества коррекционной помощи. В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, памяти непродуктивными оказываются подходы, требующие от обучающегося абстрактного мышления, процессов анализа и синтеза. В связи с этим возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а впоследствии и школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов, обучающиеся оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние. Трудности в обучении вызываются так же недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Дети имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза и, как следствие, полную или почти полную зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи. Степень умственной отсталости колеблется от выраженной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметнопрактической деятельности. Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА и ТМНР Под особыми образовательными потребностями детей с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие сочетания первичного и вторичного дефекта. Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата определяются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития. Они определяют логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; требуется введение в содержание обучения специальных разделов; необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения в соответствии с потенциальными возможностями; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения. Для этой категории обучающихся: учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется как через образовательные условия, так и через содержательное и смысловое наполнение учебного материала. Усиление практической направленности обучения с индивидуальной дифференцированностью требований в соответствии с особенностями усвоения учебного материала обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития. Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. 1.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к варианту 6.4. адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися с НОДА, которые рассматриваются в варианте 6.4. как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностям обучающихся. Личностные результаты освоения АООП НОО: - осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; - развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнить посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.; - понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) имплантом и другими личными техническими средствами в разных ситуациях; умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.; - владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействиями; - способность к осмыслению социального окружения; - развитие самостоятельности; - овладение общепринятыми правилами поведения; - наличие интереса к практической деятельности. Метапредметные результаты освоения АООП НОО не предусматриваются. Предметные результаты освоения АООП НОО: с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР предметные результаты отражают: Язык и речевая практика Общение 1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными. Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.), коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др. 2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста; использование доступных жестов для передачи сообщений; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.) 3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты, явления природы, рукотворного мира. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях. 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Умение читать и при возможности писать буквы, слоги, слова. Математика и применение математических знаний: Математические представления 1) Элементарные математические представления о цвете, форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления. Умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много, большой - маленький и т.д.). Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах. Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти. Умение обозначать арифметические действия знаками. Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. 3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д. Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами. Умение устанавливать взаимнооднозначные соответствия. Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и другое. Окружающий мир: Развитие речи и окружающий природный мир 1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Интерес к объектам и явлениям неживой природы. Расширение представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности, полезных ископаемых). Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. 2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Интерес к объектам живой природы. Расширение представлений о животном и растительном мире; Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними; Умение соблюдать правила поведения в природе; 3) Элементарные представления о течении времени. Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д. Человек 1) Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими. Представления о собственном теле. Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и другие. Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. 2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым. Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и другие), чередовать их с занятиями. 3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. Самообслуживание 1) Умение решать жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. Умение обслуживать себя или принимать помощь при одевании и раздевании, приеме пищи и других гигиенических процедурах. Умение сообщать о своих потребностях. Умение следить за своим внешним видом. Окружающий социальный мир 1) Представления о мире, созданном руками человека Интерес к объектам, изготовленным руками человека. Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности. 2) Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Представления о профессиях людей, окружающих ребенка. Представления о социальных ролях людей, правилах поведения согласно социальной роли. Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли. 3) Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующих возрасту и полу ребенка. 4) Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное). Умение находить друзей на основе личностных симпатий. Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать. Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности. Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов и возможностей. 5) Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни. Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности. Использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) в быту, дома и в школе. Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников. 6) Представления об обязанностях и правах ребенка. Доступные представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и другие. Доступные представления об обязанностях обучающегося, сына (дочери), гражданина и другие. 7) Формирование представления о России. Доступные представления о государственной символике. Доступные представления о значимых исторических событиях и выдающихся людях России. Искусство Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация): 1) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни. Интерес к доступным видам изобразительной деятельности. Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации. 2) Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. Получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности. Стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы. Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. 3) Готовность к участию в совместных мероприятиях. Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности. Умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков. Музыка: 1) Развитие восприятия, накопление впечатлений и практического опыта в процессе слушания музыки, просмотра музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений, активного участия в игре на доступных музыкальных инструментах, движении под музыку, пении. Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). Умение слушать разную по характеру музыку и двигаться в соответствии с характером музыкального произведения. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах. Получение удовольствия, радости от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. 2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях. Умение получать радость от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. Умение использовать навыки, полученные на занятиях по музыкальной деятельности, для участия в представлениях, концертах, спектаклях. Технология: Предметные действия: 1) Овладение предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. - интерес к предметному рукотворному миру; - умение выполнять простые действия с предметами и материалами; - умение соблюдать очередность (в парной игре с предметами, в диалоге, при выполнении трудовых операций); - умение следовать алгоритму, расписанию при выполнении предметных действий. Домоводство: 1) Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома и в школе. - Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности) совместно со взрослыми. - Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации дома и в школе. Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов: - особенности текущего двигательного, сенсорного, психического и соматического состояния каждого обучающегося; - в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь); - формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными и разрабатываться индивидуально в тесной связи с практической деятельностью детей; - способы выявления умений и представлений обучающихся с ТМНР могут быть представлены как в традиционных, так и других формах, в том числе в виде выполнения практических заданий; - в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым); - при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым); - выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и на возможности потенциального развития; - выявление представлений, умений и навыков обучающихся с ТМНР в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки АОП на основе СИПР, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы Оценка должна отражать степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение конкретных жизненных задач, сформулированных в АОП на основе СИПР (самостоятельно или с помощью: значительной или частичной физической; по образцу, подражанию или по инструкции). Оценка результатов образования представляется в виде характеристики по каждому предмету, включенному в АОП на основе СИПР, а анализ результатов позволяет оценить динамику развития социальной компетенции обучающегося. Для оценки результатов развития социальной компетенции обучающегося предлагается использовать метод экспертной группы, объединяющей всех участников образовательного процесса, включая членов его семьи. Физическая культура Адаптивная физическая культура (АФК): 1) восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. - освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств); - освоение двигательных навыков, координации движений, 2) соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью; умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой: усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических упражнений. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с НОДА АООП НОО является достижение результатов освоения программы коррекционной работы (специальной индивидуальной программы развития). 1.1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимся АООП, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования: что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования, что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения обучающихся особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов: особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося; в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь); формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными и разрабатываться индивидуально в тесной связи с практической деятельностью детей; способы выявления умений и представлений обучающихся с ТМНР могут быть представлены как в традиционных, так и других формах, в том числе в виде выполнения практических заданий; в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым); при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе с взрослым). выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития. выявление представлений, умений и навыков обучающихся с НОДА и ТМНР в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки индивидуальных образовательных программ, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы. Оценка должна отражать степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решении конкретных жизненных задач, сформулированных в АООП. Оценка фиксирует насколько самостоятельно или с помощью (значительной или частичной физической, по образцу, подражанию или по инструкции и т.д.) обучающийся выполняет осваиваемые действия и насколько он использует сформированные представления для решения жизненных задач. Оценка результатов образования представляется в виде характеристики по каждому предмету, включенному в АООП обучающегося, а анализ результатов позволяет оценить динамику развития его жизненной компетенции. 1.2. Содержательный раздел Программа формирования базовых учебных действий Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с НОДА и ТМНР реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования ФГОС к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования базовых учебных действий реализуется в процессе учебной и внеурочной деятельности. Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся. Основная цель реализации программы формирования базовых учебных действий состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с НОДА и ТМНР. Задачами реализации программы являются: формирование мотивационного компонента учебной деятельности; овладение комплексом базовых учебных действий; развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, оценивать ее результаты в опоре на помощь педагога. Согласно требованиям ФГОС, уровень сформированности базовых учебных обучающихся определяется по завершению обучения с учетом индивидуальноличностных особенностей каждого обучающегося. Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационных компонентов учебной деятельности, т.к. они определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника. Функции базовых учебных действий – это обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализации преемственности обучения на всех ступенях образования; обеспечение целостности развития личности обучающегося. Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся содержит задачи формирования учебного поведения, умения выполнять задания в течение определенного периода времени, от начала до конца; умение самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием (действий) занятий и т.д. Формирование учебного поведения: 1. Концентрация на сохранных анализаторных ощущениях (демонстрирует зрительные и слуховые ориентировочно-поисковые реакции, прислушивается, фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого или на демонстрируемом предмете, находящемся в поле зрения, прислушивается и концентрируется на тактильных, вестибулярных ощущениях); 2. Понимание ситуации нахождения на уроке (занятии); 3. Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); 4. Умение выполнять инструкции педагога: методом «рука в руке», при физической помощи (взрослый помогает ребенку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно), после физической подсказки (взрослый помогает ребенку выполнить задание, легко похлопывая или направляя его), по образцу (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания), по словесной инструкции (взрослый дает словесные указания, напоминая и сигналы по мере необходимости). 5. Использование по назначению учебных материалов. 6. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Формирование умения выполнять задание 1. В течение определенного периода времени. 2. От начала до конца. Формирование умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием (действия) занятий. Задачи по формированию базовых учебных действий включаются с индивидуальную программу развития с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач приходится как на занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана. Программа учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса; 2) общую характеристику учебного предмета, коррекционного курса; 3) описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса; 6) содержание учебного предмета, коррекционного курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Программа нравственного развития Программа нравственного развития должна включать перечень планируемых социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с НОДА с интеллектуальной недостаточностью, формы организации работы. Программа нравственного развития обучающихся направлена на обеспечение их нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества. В основу положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. Программа обеспечивает: организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику. Программа включает: цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ТМНР), формы организации работы. Программа внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется по двум направлениям: Уход и присмотр. Уход необходим обучающимся с ТМНР, возможности которых к самообслуживанию отсутствуют или значительно ограничены. Уход осуществляется в процессе гигиенических процедур, одевания и раздевания, приема пищи. Деятельность осуществляющего уход специалиста не должна сводиться к механическому выполнению необходимых действий. Уход должен сопровождаться уважительным, доброжелательным общением с ребенком, вызывающим с его стороны доверие и желание взаимодействовать со взрослым. Присмотр происходит во время прогулки, свободной деятельности обучающегося с целью предотвращения случаев, когда обучающийся может причинить вред себе, окружающим или имуществу. Развитие личности: социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное в таких формах как игра, соревнование ("веселые старты", олимпиады), экскурсии, кружки, проекты и т.д. Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся с НОДА и ТМНР путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность разных обучающихся (с НОДА,ТМНР и без таковых), различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с НОДА, с ТМНР так и их обычно развивающихся сверстников. 1.2.1. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы обеспечивает: -выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; -осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК); -поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечнососудистой системы и других внутренних органов); -мотивацию двигательной активности; -поддержку и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; -обучение переходу из одной позы в другую; -освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); -формирование функциональных двигательных навыков, которые ребенок в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни; -развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; -формирование ориентировки в пространстве; -обогощение сенсомоторного опыта. Программа коррекционной работы содержит: -перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; -систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психологомедико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся; -корректировку коррекционных мероприятий. 1.3. Организационный раздел 1.3.1. Учебный план Образовательная деятельность в 1-4 классах строится в режиме пятидневной учебной недели. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов в следующих обязательных предметных областях: «Язык и речевая практика», «Математика», «Окружающий мир», «Искусство», «Адаптивная физическая культура», «Технология». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся и включает время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки учащихся: 2 час из части, формируемой участниками образовательных отношений передан на изучение учебного предмета «Речевая практика». Промежуточной аттестации на уровне начального общего образования не предусматривается. Учебный план для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривает 5-летний срок освоения АООП НОО НОДА (вариант 6.4). Основанием введения в действие АООП НОО НОДА (вариант 6.4) является действующее заключение психолого–медико-педагогической комиссии и заявление родителей (законных представителей). Учебный план Предметные области Учебные предметы Классы Язык и речевая практика Математика Общение и чтение Письмо Математические представления Развитие речи и окружающий природный мир Жизнедеятельность человека Самообслуживание Музыка Изобразительное искусство Предметные действия Адаптивная физическая культура Количество часов в неделю /год Подгот. 1 1 2 3 4 Всего часов Обязательная часть Окружающий мир Искусство Технология Адаптивная физическая культура Итого 4/132 3/99 4/132 4/132 3/99 4/132 4/132 3/99 4/132 4/132 3/99 4/132 4/132 3/99 4/132 20/660 15/495 20/660 1/33 1/33 2/66 2/66 2/66 8/264 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 5/165 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 5/165 5/165 5/165 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 5/165 3/99 3/99 3/99 3/99 3/99 15/495 20/660 20/660 21/693 21/693 21/693 103/ 3399 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Речевая практика Аудиторная учебная нагрузка при дневной учебной неделе Коррекционно-развивающая область Коррекционно-развивающие занятия педагогом-психологом Коррекционно-развивающие занятия учителем-логопедом Коррекционно-развивающие занятия учителем-дефектологом 5- 1/33 21/693 1/33 21/693 2/66 23/759 2/66 23/759 2/66 23/759 с 5/165 2/66 5/165 2/66 5/165 2/66 5/165 2/66 5/165 2/66 8/264 111/ 3663 25/825 10/330 с 1/33 1/33 1/33 1/33 1/33 5/165 с 2/66 2/66 2/66 2/66 2/66 10/330 Для обучающихся с подготовительного по 4 классы устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (33 учебные недели в год). Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Продолжительность урока составляет: в подготовительных и 1 классах – 20 минут; во 2-4 классах – 20-30 минут. Образовательная нагрузка равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: - для обучающихся подготовительных и первых классов – не более 4 уроков, и один день в неделю – не более 5 уроков с учетом урока адаптивной физической культуры; - для обучающихся вторых – четвертых классов – не более 5 уроков. 1.3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата Кадровые условия Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу начального общего образования для обучающихся с НОДА, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников также квалификационной категории. Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с НОДА. Педагоги, которые реализуют основную общеобразовательную программу начального общего образования с участием обучающихся с НОДА (вариант 6.4.), должны иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее освоение одного из вариантов программ подготовки: – получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению «Педагогическое образование» (соответствующего профиля подготовки); – получение квалификации «учитель начальных классов» по специальности «Начальное образование»; – получение квалификации «учитель» по другим специальностям при наличии переподготовки или курсов повышения квалификации в области начального образования. Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденной документом установленного образца. Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной работы (вариант 6.4.), должны иметь высшее профессиональное образование и квалификацию/степень не ниже бакалавра по одному из вариантов программ подготовки: по профилю подготовки «Специальная педагогика и специальная психология», по направлению «Психолого-педагогическое образование» или по магистерской программе соответствующей направленности. Все специалисты должны обязательно пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденную сертификатом установленного образца. Финансовые условия Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. В соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации». Финансовые условия реализации адаптированной общеобразовательной программы для бучающихся с НОДА: – обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований стандарта; – обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю; – отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования. Материально-технические условия Ребенок с НОДА (особенно с ТМНР) в случае выраженных двигательных нарушений требует от учителя больше внимания, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. В организациях созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, соответствующих технических средств и цифровых видео материалов, обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения. Материально-технические условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования детей с НОДА, а также соблюдение: – санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); – санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); – социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); – пожарной и электробезопасности; – требований охраны труда; – своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; – возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Материально-техническая база реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования детей с НОДА соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений.