Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1)

Содержание
1.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.

1.1.3.

1.2.
1.2.1.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.

Общее положение
Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного
аппарата
планируемых
результатов
освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования
Содержательный раздел
Направления и содержания коррекционной работы
Организационный раздел
Учебный план
Система условий реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата

3
5
5
7

9

10
10
10
10
11

2

1. Общее положение
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП)
начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с НОДА – это
образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития,
индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с НОДА самостоятельно разработана и утверждена
МБОУ СОШ № 179, в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования для детей с НОДА на основе Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования для обучающихся с НОДА.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые
результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА
составляют:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ;

Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации
и другие нормативно-правовые акты в области образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;

Устав МБОУ СОШ № 179.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с НОДА состоит из двух частей1:
- обязательной части,
- части, формируемой участниками образовательных отношений.
Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего
образования для обучающихся с НОДА.
В структуре каждого варианта адаптированной программы представлены:
1.Пояснительная записка, в которой раскрыты: цель и задачи ОП, срок освоения
АООП и АОП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к
развитию обучающихся).
2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированных
образовательных программ начального общего образования.
3. Содержание образования:
- Учебный план, включающий календарный график учебного процесса.
- Рабочие программы учебных предметов.
- Программа духовно-нравственного развития.
1

Статья 11, часть 3.1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

3

- Программы коррекционных курсов.
-Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
НОДА на ступени начального общего образования.
- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни.
- Программа внеурочной деятельности.
4.Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
5. Условия реализации ООП:
- кадровые условия,
- финансово-экономические условия,
- материально-технические условия.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с НОДА
предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на
основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с
дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА
требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных
программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности
с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с
НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;

прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития
обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий,
4

которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование
на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие
принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с НОДА;
- принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в
основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире, в действительной жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
1.1. Целевой раздел
1.1.1. Пояснительная записка
Цель реализации АООП НОО обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков,
компетенций
и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления
в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт
общения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с
образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по
окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые
сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой
установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение
5

текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах2. Эти
специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям
обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС.
В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны
быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его
здоровья.
Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий
для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная
Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно
поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие
жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной
Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой
частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА.
Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого
уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с НОДА
применительно к каждой категории детей в данном варианте.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная
по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и
вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией
отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности.
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных
видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для
организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации
психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном
процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных
проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая
оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна
носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается
типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных
способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся
самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное
психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у
этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной
самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в
наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах
жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также
спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения
учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные
всем обучающимся с НОДА:

2

Пункт 13 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации»N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

6


обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;

введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих
в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том
числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения;

индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
нормально развивающегося ребёнка;

обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
Дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках,
помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального
обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
1.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами освоения программы
коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата программы коррекционной работы
По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые
результаты реализации этой программы для каждого обучающегося.
1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде,
в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.
- Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных
ситуациях.
- Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться
к окружающей среде.
- Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение
адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую
проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять
учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в
области жизнеобеспечения.
- Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
- Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в
разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная
оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то
областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в
этой деятельности.
- Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в
пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в
7

расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в
этом направлении.
- Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и
других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»:
- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую
деятельность.
-Умение
самостоятельно
конструировать
по
моделям,
использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного
обозначения пространственных отношений.
- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной
модальности.
- Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
- Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
- Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
- Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и
самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных
эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость,
тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.
- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов
реагирования на отношение к нему окружающих.
- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и
управлять ими.
- Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков
управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»:
- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие
проблемы и цели.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и
т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим
анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.

8

- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с
другими людьми.
6. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
- Умение чтения разных слогов.
- Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических
связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
При составлении программы коррекционной работы, направленной на поддержку
ребенка в освоении основной образовательной программы, необходимо руководствоваться
рекомендациями, зафиксированными в Индивидуальной Программе Реабилитации
ребенка-инвалида (ИПР) в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической
реабилитации», выдаваемой федеральными государственными учреждениями МедикоСоциальной Экспертизы.
1.1.3. Система оценки достижения обучающимися
с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших
АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с НОДА
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы
Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей экспертной
группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной
компетенции. Основой служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной
жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с
ребенком в условиях инклюзии:

адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;

способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе,
своих нуждах и правах в организации обучения;

владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации;

осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в варианте 6.1.
ФГОС представляются также в форме удобных и понятных всем членам экспертной
9

группы условных единиц (0 – 3 балла), характеризующих достигнутый уровень
жизненной компетенции ребенка в условиях инклюзии.
1.2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных
учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся, программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности
соответствуют ФГОС НОО.
Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.
1.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи
для всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти
направления образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей
основную образовательную программу:
- медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия,
медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
- психологическая коррекция познавательных процессов;
- психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
- психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
- коррекция нарушений речи;
- коррекция нарушений чтения и письма.
Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо
организации
доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи.
Обязательным условием усвоения варианта 6.1 стандарта является систематическая
специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей,
детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психологопедагогическая поддержка предполагает:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком,
одноклассниками, родителями, учителями;
- работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в
классе/школе;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью
предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в
целом.
1.3. Организационный раздел
1.3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС НОО.
Образовательная деятельность в 1-4 классах строится в режиме пятидневной
учебной недели.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов в
следующих обязательных предметных областях: «Русский язык и литературное чтение»,
«Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык»,
«Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»,
«Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство», «Технология»,
«Физическая культура».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся и включает время,
10

отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
учащихся: 0,5 час из части, формируемой участниками образовательных отношений
передан на изучение учебного предмета «Математика и конструирование».
Учебный план
Предметные области Учебные
Количество часов в неделю /год
Всего
предметы
часов
1
2
3
4
Классы
Обязательная часть
Русский язык и Русский язык
4/132
4/136
4/136
4/136
16/540
литературное
Литературное
4/132
4/136
4/136
3/102
15/506
чтение
чтение
Родной
язык
и Родной
язык 0,25*/8
0,25*/8
0,25*/8
0,25*/8
1/32
литературное
(русский)
чтение на родном Литературное
0,25**/8 0,25**/8 0,25**/8 0,25**/8
1/32
языке
чтение
на
родном
языке
(русском)
Иностранный язык Иностранный
2/68
2/68
2/68
6/204
язык
(английский)
Математика
и Математика
4/132
4/136
4/136
4/136
16/540
информатика
Обществознание и Окружающий
2/66
2/68
2/68
2/68
8/270
естествознание
мир
(Окружающий мир)
Основы
Основы
1/34
1/34
религиозных
религиозных
культур и светской культур
и
этики
светской этики
Искусство
Музыка
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Изобразительное
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
искусство
Технология
Технология
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Физическая
Физическая
3/99
3/102
3/102
3/102
12/405
культура
культура
Итого
20,5/676 22,5/764 22,5/764 22,5/764 88/2968
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Математика и конструирование
0,5***/17 0,5***/18 0,5***/18 0,5***/18
2 /71
23/782
23/782
23/782 90/3039
Аудиторная учебная нагрузка при 5- 21/693
дневной учебной неделе
Коррекционно-развивающая область
5/165
5/170
5/170
5/170
20/675
Коррекционно-развивающие занятия с
2/66
2/68
2/68
2/68
8/270
педагогом-психологом
Коррекционно-развивающие занятия с
2/66
2/68
2/68
2/68
8/270
учителем-логопедом
Коррекционно-развивающие занятия с
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
учителем
*
**
***

Учебные предметы изучаются в 1 четверти.
Учебные предметы изучаются во 2 четверти.
Учебные предметы изучается в 3-4 четверти.

11

1.3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата
Кадровые условия
Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей
основную общеобразовательную программу начального общего образования для
обучающихся с НОДА, для каждой занимаемой должности должен соответствовать
квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для
педагогических работников также квалификационной категории.
Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной
квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения
и распространения опыта использования современных образовательных технологий
обучения и воспитания обучающихся с НОДА.
Педагоги, которые реализуют основную общеобразовательную программу
начального общего образования с участием обучающихся с НОДА (вариант 6.1.), должны
иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее освоение одного из
вариантов программ подготовки:
– получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению
«Педагогическое образование» (соответствующего профиля подготовки);
– получение квалификации «учитель начальных классов» по специальности
«Начальное образование»;
– получение квалификации «учитель» по другим специальностям при наличии
переподготовки или курсов повышения квалификации в области начального образования.
Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение
профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области
инклюзивного образования, подтвержденной документом установленного образца.
Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу
коррекционной работы (вариант 6.1.), должны иметь высшее профессиональное
образование и квалификацию/степень не ниже бакалавра по одному из вариантов
программ подготовки: по профилю подготовки «Специальная педагогика и специальная
психология», по направлению «Психолого-педагогическое образование» или по
магистерской программе соответствующей направленности.
Все специалисты должны обязательно пройти профессиональную переподготовку
или курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования,
подтвержденную сертификатом установленного образца.
Финансовые условия
Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного
образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. В
соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть
предусмотрено финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от
выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в
общеобразовательную среду.
Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст.
99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Финансовые условия реализации адаптированной общеобразовательной программы
для бучающихся с НОДА:
– обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований
стандарта;
– обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной программы и
части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от
количества учебных дней в неделю;
– отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации
12

адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их
формирования.
Материально-технические условия
Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных двигательных нарушений
требует от учителя больше внимания, чем традиционно развивающийся, поэтому
наполняемость класса, где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше. В случае
необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук,
препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с
НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями
ограничений его здоровья. При реализации общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
В организациях созданы условия для функционирования современной
информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные
ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных
технологий, соответствующих технических средств и цифровых видео материалов,
обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных
для него результатов обучения.
Материально-технические
условия
реализации
адаптированной
основной
образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать
возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования детей с НОДА, а также соблюдение:
– санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к
водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
– санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест
личной гигиены и т. д.);
– социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места,
учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
– пожарной и электробезопасности;
– требований охраны труда;
– своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального
ремонта;
– возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации,
объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Материально-техническая
база
реализации
адаптированной
основной
образовательной программы начального общего образования детей с НОДА соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников
образовательных учреждений.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».