Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1)

Содержание
1.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.

1.1.3.

1.2.
1.2.1.
1.3.
1.3.1.
1.3.2.

Общее положение
Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного
аппарата
планируемых
результатов
освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования
Содержательный раздел
Направления и содержания коррекционной работы
Организационный раздел
Учебный план
Система условий реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата

3
5
5
7

9

10
10
10
10
11

2

1. Общее положение
Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП)
начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с НОДА – это
образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития,
индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с НОДА самостоятельно разработана и утверждена
МБОУ СОШ № 179, в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования для детей с НОДА на основе Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования для обучающихся с НОДА.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые
результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА
составляют:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ;

Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации
и другие нормативно-правовые акты в области образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;

Устав МБОУ СОШ № 179.
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с НОДА состоит из двух частей1:
- обязательной части,
- части, формируемой участниками образовательных отношений.
Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего
образования для обучающихся с НОДА.
В структуре каждого варианта адаптированной программы представлены:
1.Пояснительная записка, в которой раскрыты: цель и задачи ОП, срок освоения
АООП и АОП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к
развитию обучающихся).
2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированных
образовательных программ начального общего образования.
3. Содержание образования:
- Учебный план, включающий календарный график учебного процесса.
- Рабочие программы учебных предметов.
- Программа духовно-нравственного развития.
1

Статья 11, часть 3.1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

3

- Программы коррекционных курсов.
-Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
НОДА на ступени начального общего образования.
- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни.
- Программа внеурочной деятельности.
4.Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
5. Условия реализации ООП:
- кадровые условия,
- финансово-экономические условия,
- материально-технические условия.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с НОДА
предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на
основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с
дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА
требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных
программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности
с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с
НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;

прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития
обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий,
4

которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование
на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие
принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с НОДА;
- принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в
основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире, в действительной жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
1.1. Целевой раздел
1.1.1. Пояснительная записка
Цель реализации АООП НОО обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков,
компетенций
и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления
в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт
общения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с
образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по
окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые
сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой
установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение
5

текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах2. Эти
специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям
обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС.
В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны
быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его
здоровья.
Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий
для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная
Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно
поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие
жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной
Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой
частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА.
Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого
уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с НОДА
применительно к каждой категории детей в данном варианте.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная
по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и
вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией
отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности.
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных
видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для
организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации
психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном
процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных
проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая
оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна
носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается
типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных
способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся
самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное
психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у
этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной
самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в
наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах
жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также
спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения
учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные
всем обучающимся с НОДА:

2

Пункт 13 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации»N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

6


обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;

введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих
в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том
числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения;

индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
нормально развивающегося ребёнка;

обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
Дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках,
помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального
обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
1.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами освоения программы
коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата программы коррекционной работы
По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые
результаты реализации этой программы для каждого обучающегося.
1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде,
в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.
- Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных
ситуациях.
- Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться
к окружающей среде.
- Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение
адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую
проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять
учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в
области жизнеобеспечения.
- Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
- Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в
разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная
оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то
областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в
этой деятельности.
- Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в
пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в
7

расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в
этом направлении.
- Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и
других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»:
- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую
деятельность.
-Умение
самостоятельно
конструировать
по
моделям,
использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного
обозначения пространственных отношений.
- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной
модальности.
- Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
- Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
- Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
- Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и
самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных
эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость,
тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.
- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов
реагирования на отношение к нему окружающих.
- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и
управлять ими.
- Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков
управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»:
- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие
проблемы и цели.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и
т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим
анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.

8

- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с
другими людьми.
6. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
- Умение чтения разных слогов.
- Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических
связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
При составлении программы коррекционной работы, направленной на поддержку
ребенка в освоении основной образовательной программы, необходимо руководствоваться
рекомендациями, зафиксированными в Индивидуальной Программе Реабилитации
ребенка-инвалида (ИПР) в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической
реабилитации», выдаваемой федеральными государственными учреждениями МедикоСоциальной Экспертизы.
1.1.3. Система оценки достижения обучающимися
с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших
АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с НОДА
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы
Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей экспертной
группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной
компетенции. Основой служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной
жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с
ребенком в условиях инклюзии:

адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;

способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе,
своих нуждах и правах в организации обучения;

владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации;

осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в варианте 6.1.
ФГОС представляются также в форме удобных и понятных всем членам экспертной
9

группы условных единиц (0 – 3 балла), характеризующих достигнутый уровень
жизненной компетенции ребенка в условиях инклюзии.
1.2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных
учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся, программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности
соответствуют ФГОС НОО.
Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.
1.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи
для всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти
направления образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей
основную образовательную программу:
- медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия,
медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
- психологическая коррекция познавательных процессов;
- психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
- психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
- коррекция нарушений речи;
- коррекция нарушений чтения и письма.
Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо
организации
доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи.
Обязательным условием усвоения варианта 6.1 стандарта является систематическая
специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей,
детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психологопедагогическая поддержка предполагает:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком,
одноклассниками, родителями, учителями;
- работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в
классе/школе;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью
предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в
целом.
1.3. Организационный раздел
1.3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС НОО.
Образовательная деятельность в 1-4 классах строится в режиме пятидневной
учебной недели.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов в
следующих обязательных предметных областях: «Русский язык и литературное чтение»,
«Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык»,
«Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»,
«Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство», «Технология»,
«Физическая культура».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся и включает время,
10

отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
учащихся: 0,5 час из части, формируемой участниками образовательных отношений
передан на изучение учебного предмета «Математика и конструирование».
Учебный план
Предметные области Учебные
Количество часов в неделю /год
Всего
предметы
часов
1
2
3
4
Классы
Обязательная часть
Русский язык и Русский язык
4/132
4/136
4/136
4/136
16/540
литературное
Литературное
4/132
4/136
4/136
3/102
15/506
чтение
чтение
Родной
язык
и Родной
язык 0,25*/8
0,25*/8
0,25*/8
0,25*/8
1/32
литературное
(русский)
чтение на родном Литературное
0,25**/8 0,25**/8 0,25**/8 0,25**/8
1/32
языке
чтение
на
родном
языке
(русском)
Иностранный язык Иностранный
2/68
2/68
2/68
6/204
язык
(английский)
Математика
и Математика
4/132
4/136
4/136
4/136
16/540
информатика
Обществознание и Окружающий
2/66
2/68
2/68
2/68
8/270
естествознание
мир
(Окружающий мир)
Основы
Основы
1/34
1/34
религиозных
религиозных
культур и светской культур
и
этики
светской этики
Искусство
Музыка
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Изобразительное
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
искусство
Технология
Технология
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
Физическая
Физическая
3/99
3/102
3/102
3/102
12/405
культура
культура
Итого
20,5/676 22,5/764 22,5/764 22,5/764 88/2968
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Математика и конструирование
0,5***/17 0,5***/18 0,5***/18 0,5***/18
2 /71
23/782
23/782
23/782 90/3039
Аудиторная учебная нагрузка при 5- 21/693
дневной учебной неделе
Коррекционно-развивающая область
5/165
5/170
5/170
5/170
20/675
Коррекционно-развивающие занятия с
2/66
2/68
2/68
2/68
8/270
педагогом-психологом
Коррекционно-развивающие занятия с
2/66
2/68
2/68
2/68
8/270
учителем-логопедом
Коррекционно-развивающие занятия с
1/33
1/34
1/34
1/34
4/135
учителем
*
**
***

Учебные предметы изучаются в 1 четверти.
Учебные предметы изучаются во 2 четверти.
Учебные предметы изучается в 3-4 четверти.

11

1.3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата
Кадровые условия
Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей
основную общеобразовательную программу начального общего образования для
обучающихся с НОДА, для каждой занимаемой должности должен соответствовать
квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для
педагогических работников также квалификационной категории.
Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной
квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения
и распространения опыта использования современных образовательных технологий
обучения и воспитания обучающихся с НОДА.
Педагоги, которые реализуют основную общеобразовательную программу
начального общего образования с участием обучающихся с НОДА (вариант 6.1.), должны
иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее освоение одного из
вариантов программ подготовки:
– получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению
«Педагогическое образование» (соответствующего профиля подготовки);
– получение квалификации «учитель начальных классов» по специальности
«Начальное образование»;
– получение квалификации «учитель» по другим специальностям при наличии
переподготовки или курсов повышения квалификации в области начального образования.
Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение
профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области
инклюзивного образования, подтвержденной документом установленного образца.
Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу
коррекционной работы (вариант 6.1.), должны иметь высшее профессиональное
образование и квалификацию/степень не ниже бакалавра по одному из вариантов
программ подготовки: по профилю подготовки «Специальная педагогика и специальная
психология», по направлению «Психолого-педагогическое образование» или по
магистерской программе соответствующей направленности.
Все специалисты должны обязательно пройти профессиональную переподготовку
или курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования,
подтвержденную сертификатом установленного образца.
Финансовые условия
Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного
образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. В
соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть
предусмотрено финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от
выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в
общеобразовательную среду.
Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст.
99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Финансовые условия реализации адаптированной общеобразовательной программы
для бучающихся с НОДА:
– обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований
стандарта;
– обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной программы и
части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от
количества учебных дней в неделю;
– отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации
12

адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их
формирования.
Материально-технические условия
Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных двигательных нарушений
требует от учителя больше внимания, чем традиционно развивающийся, поэтому
наполняемость класса, где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше. В случае
необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук,
препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с
НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями
ограничений его здоровья. При реализации общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
В организациях созданы условия для функционирования современной
информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные
ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных
технологий, соответствующих технических средств и цифровых видео материалов,
обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных
для него результатов обучения.
Материально-технические
условия
реализации
адаптированной
основной
образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать
возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования детей с НОДА, а также соблюдение:
– санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к
водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
– санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест
личной гигиены и т. д.);
– социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места,
учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
– пожарной и электробезопасности;
– требований охраны труда;
– своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального
ремонта;
– возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации,
объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Материально-техническая
база
реализации
адаптированной
основной
образовательной программы начального общего образования детей с НОДА соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников
образовательных учреждений.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».