Содержание 1. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.1.3. 1.2. 1.2.1. 1.3. 1.3.1. 1.3.2. Общее положение Целевой раздел Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Содержательный раздел Направления и содержания коррекционной работы Организационный раздел Учебный план Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 3 5 5 7 9 10 10 10 10 11 2 1. Общее положение Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО для обучающихся с НОДА самостоятельно разработана и утверждена МБОУ СОШ № 179, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с НОДА на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА составляют: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ; Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ; Устав МБОУ СОШ № 179. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА состоит из двух частей1: - обязательной части, - части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей и их объем определяется ФГОС начального общего образования для обучающихся с НОДА. В структуре каждого варианта адаптированной программы представлены: 1.Пояснительная записка, в которой раскрыты: цель и задачи ОП, срок освоения АООП и АОП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к развитию обучающихся). 2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированных образовательных программ начального общего образования. 3. Содержание образования: - Учебный план, включающий календарный график учебного процесса. - Рабочие программы учебных предметов. - Программа духовно-нравственного развития. 1 Статья 11, часть 3.1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). 3 - Программы коррекционных курсов. -Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с НОДА на ступени начального общего образования. - Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. - Программа внеурочной деятельности. 4.Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. 5. Условия реализации ООП: - кадровые условия, - финансово-экономические условия, - материально-технические условия. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА требованиями к: - структуре образовательной программы; - условиям реализации образовательной программы; - результатам образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования. В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, 4 которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы: - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА; - принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; - принцип сотрудничества с семьей. 1.1. Целевой раздел 1.1.1. Пояснительная записка Цель реализации АООП НОО обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение 5 текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах2. Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном варианте. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: 2 Пункт 13 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). 6 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; Дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь. 1.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата программы коррекционной работы По каждому направлению коррекционной работы определяются планируемые результаты реализации этой программы для каждого обучающегося. 1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»: - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации. - Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях. - Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к окружающей среде. - Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений. - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения. - Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту. - Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности. - Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в 7 расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении. - Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении. 2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»: - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. -Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных отношений. - Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности. - Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия. - Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию. - Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы. - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи. 3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»: - Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность. - Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих. - Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять ими. - Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса. 4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»: - Уменьшение ореола исключительности психологических проблем. - Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и цели. - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника. 5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи»: - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели. - Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом. - Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации. - Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи. - Автоматизация поставленных звуков. 8 - Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми. 6. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»: - Умение чтения разных слогов. - Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки. -Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости. - Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне. - Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов. - Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне. - Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне. При составлении программы коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении основной образовательной программы, необходимо руководствоваться рекомендациями, зафиксированными в Индивидуальной Программе Реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации», выдаваемой федеральными государственными учреждениями МедикоСоциальной Экспертизы. 1.1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО. Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы коррекционной работы Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с ребенком в условиях инклюзии: адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком); осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации; осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в варианте 6.1. ФГОС представляются также в форме удобных и понятных всем членам экспертной 9 группы условных единиц (0 – 3 балла), характеризующих достигнутый уровень жизненной компетенции ребенка в условиях инклюзии. 1.2. Содержательный раздел Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности соответствуют ФГОС НОО. Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы. 1.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти направления образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу: - медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение); - психологическая коррекция познавательных процессов; - психологическая коррекция эмоциональных нарушений; - психологическая коррекция социально-психологических проявлений; - коррекция нарушений речи; - коррекция нарушений чтения и письма. Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи. Обязательным условием усвоения варианта 6.1 стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психологопедагогическая поддержка предполагает: - помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями; - работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе; - поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; - обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. 1.3. Организационный раздел 1.3.1. Учебный план Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Образовательная деятельность в 1-4 классах строится в режиме пятидневной учебной недели. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов в следующих обязательных предметных областях: «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство», «Технология», «Физическая культура». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей учащихся и включает время, 10 отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки учащихся: 0,5 час из части, формируемой участниками образовательных отношений передан на изучение учебного предмета «Математика и конструирование». Учебный план Предметные области Учебные Количество часов в неделю /год Всего предметы часов 1 2 3 4 Классы Обязательная часть Русский язык и Русский язык 4/132 4/136 4/136 4/136 16/540 литературное Литературное 4/132 4/136 4/136 3/102 15/506 чтение чтение Родной язык и Родной язык 0,25*/8 0,25*/8 0,25*/8 0,25*/8 1/32 литературное (русский) чтение на родном Литературное 0,25**/8 0,25**/8 0,25**/8 0,25**/8 1/32 языке чтение на родном языке (русском) Иностранный язык Иностранный 2/68 2/68 2/68 6/204 язык (английский) Математика и Математика 4/132 4/136 4/136 4/136 16/540 информатика Обществознание и Окружающий 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 естествознание мир (Окружающий мир) Основы Основы 1/34 1/34 религиозных религиозных культур и светской культур и этики светской этики Искусство Музыка 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Изобразительное 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 искусство Технология Технология 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Физическая Физическая 3/99 3/102 3/102 3/102 12/405 культура культура Итого 20,5/676 22,5/764 22,5/764 22,5/764 88/2968 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика и конструирование 0,5***/17 0,5***/18 0,5***/18 0,5***/18 2 /71 23/782 23/782 23/782 90/3039 Аудиторная учебная нагрузка при 5- 21/693 дневной учебной неделе Коррекционно-развивающая область 5/165 5/170 5/170 5/170 20/675 Коррекционно-развивающие занятия с 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 педагогом-психологом Коррекционно-развивающие занятия с 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 учителем-логопедом Коррекционно-развивающие занятия с 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 учителем * ** *** Учебные предметы изучаются в 1 четверти. Учебные предметы изучаются во 2 четверти. Учебные предметы изучается в 3-4 четверти. 11 1.3.2. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата Кадровые условия Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу начального общего образования для обучающихся с НОДА, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников также квалификационной категории. Организация обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания обучающихся с НОДА. Педагоги, которые реализуют основную общеобразовательную программу начального общего образования с участием обучающихся с НОДА (вариант 6.1.), должны иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее освоение одного из вариантов программ подготовки: – получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению «Педагогическое образование» (соответствующего профиля подготовки); – получение квалификации «учитель начальных классов» по специальности «Начальное образование»; – получение квалификации «учитель» по другим специальностям при наличии переподготовки или курсов повышения квалификации в области начального образования. Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденной документом установленного образца. Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной работы (вариант 6.1.), должны иметь высшее профессиональное образование и квалификацию/степень не ниже бакалавра по одному из вариантов программ подготовки: по профилю подготовки «Специальная педагогика и специальная психология», по направлению «Психолого-педагогическое образование» или по магистерской программе соответствующей направленности. Все специалисты должны обязательно пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденную сертификатом установленного образца. Финансовые условия Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. В соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Финансовые условия реализации адаптированной общеобразовательной программы для бучающихся с НОДА: – обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований стандарта; – обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю; – отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации 12 адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования. Материально-технические условия Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных двигательных нарушений требует от учителя больше внимания, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. В организациях созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, соответствующих технических средств и цифровых видео материалов, обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения. Материально-технические условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования детей с НОДА, а также соблюдение: – санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); – санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); – социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); – пожарной и электробезопасности; – требований охраны труда; – своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; – возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Материально-техническая база реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования детей с НОДА соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений. 13